ПОРТ НАЧИНАЕТСЯ С ДОРОГИ

ПОРТ НАЧИНАЕТСЯ С ДОРОГИ

Директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ирина Ольховская об итогах Транспортной недели, о цифровых инструментах в логистике и новых терминалах компании

– Ирина Владимировна, как вы оцениваете участие АО «Ростерминалуголь» в программе XV международного форуме и выставке «Транспортная неделя - 2021»в Москве?
– Участие оказалось плодотворным и полезным. Компания АО «Ростерминалуголь» подписала соглашение о партнёрстве с Российским университетом транспорта (МИИТ) в проекте по минимизации углеродного следа, кроме того, мы представили профессиональному сообществу и заинтересованным инвесторам лучшие доступные технологии (НДТ) на специализированной фотовыставке в рамках «Транспортной неделя – 2021». Продемонстрированы фотографии закрытой станции разгрузки вагонов, аспирационных установок и специализированной подметально-уборочной техники, а также систем пылеподавления с применением водного орошения. Отмечу, что «зелёные» технологии применяются всё шире.
И подписание соглашения с РУТ, и демонстрация экологически безопасных производств в посёлке Усть-Луга Ленинградской области, где расположен крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал с высокотехнологичной перевалкой угля – всё это звенья одной цепи. Можно сказать, мы являемся экспертами в этой области и готовы делиться передовым опытом организации экологического мониторинга и аудита состояния окружающей среды.
Интервью Ирины Ольховской можно посмотреть на сайте РЖД ТВ
– Какие ещё мероприятия форума оказались для вас важными?
– Безусловно, сессия с участием ОАО «Российские железные дороги», на которой обсуждалось управление развитием транспортной инфраструктуры, создание единой опорной сети и транспортно-экономический баланс. Мы приходим к выводу, что необходимо ставить знак равенства между тарифами и инфраструктурой. Поскольку для ОАО «РЖД» тарифы во многом являются источником финансирования инфраструктурных программ, и вопросы их взаимоувязки касаются интересов всех грузоотправителей.
Если уверенно чувствует себя дорога, имеет возможность развития своей инфраструктуры, то это скажется и на экономике грузоотправителей, грузовладельцев и грузополучателей. Участники рынка приходят к выводу, что установленная Минэкономразвития РФ планка инфляции 4% на следующий год – это слишком мало для такого крупного производящего и перевозящего холдинга, каким является ОАО «РЖД».
Возможно, что такая формула долгосрочной тарифной политики и верна, но она нуждается в актуализации с учётом реальности в обозримом временном интервале, возможно, год или более – это зависит от решения текущих задач. У производителей и добывающих компаний, таких как «Кузбассразрезуголь» растут затраты на топливо, металлы, достойную оплату труда работников. У всех участников процесса есть свои интересы, и мы пытаемся найти компромисс.
– Насколько такое предприятие как «Ростерминалуголь» готово серьёзно вкладываться в экологические программы.
– Предприятие специализированное и оно создавалось именно с учётом требований экологической безопасности. Экологичность и безопасность производства подтверждена международным сертификатом ISO 14001:2015 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению» в области сертификации «Перевалка грузов в морском порту». Серьёзные инвестиции с нашей стороны являются подтверждением намерений АО «Ростерминалуголь» обеспечивать защиту окружающей среды.
Мы видим, что грузооборот в 2020 году вырос на 8,2% и составил 26,5 млн тонн угля, растущие объёмы перевалки требуют и гарантированной защиты окружающей среды. В июне этого года между АО «Ростерминалуголь» и ПАО «Северсталь» был подписан договор поставки ветро-пылезащитных экранов и конструкций металлических стоек каркаса для угольного склада высокотехнологичного специализированного терминала.
Впечатляют его размеры: высота более 20 м, протяжённостью около 1800 м. и площадь около 36 тыс. кв. м. Завершение строительства запланировано на 2022 год. Создание такого ограждения – один из этапов комплексной долгосрочной программы повышения экологической безопасности предприятия. Инвестиции АО «Ростерминалуголь» в это направление в 2021 году превысят 1 млрд рублей. Вкладывая в экологическую безопасность, мы обеспечиваем соответствие нормам и требованиям международных стандартов по контролю факторов риска в производственной деятельности и влияния на окружающую среду.
– В рамках Транспортной недели вы подписали соглашение с Российским университетом транспорта. О чем оно?
– Мы создаём уникальную ситуацию: стивидорное предприятие присоединяется к консорциуму, созданному на базе Российского университета транспорта, и тем самым участвуем в проекте «Углеродно-нейтральный транспорт». Этот проект реализуется РУТ (МИИТ) как элемент программы стратегического академического лидерства «Приоритет – 2030». И мы, как участники этого консорциума объединяем усилия для развития и реализации исследований и разработок. Достижение этой цели невозможно без создания научно-образовательной основы и прикладных инструментов.
Эти инструменты и может дать отраслевой вуз с его научно-исследовательским потенциалом. В свою очередь, АО «Ростерминалуголь» готов поделиться с учёными, исследователями своим уникальным производственным опытом в создании экологически безопасных производственных процессов, опытом соблюдения всех экологических международных норм.
– Инфраструктурные проекты зачастую испытывают недостаток финансирования. Все благие намерения могут рассыпаться при столкновении с реальностью. Какие альтернативны вы находите в решении этого вопроса?
– Действительно, многим инфраструктурным проектам не хватает финансирования. И всё же мы находим выход. У нас есть положительный опыт реализации транспортных – железнодорожных и портовых инфраструктурных проектов, в короткие сроки и без серьезных инвестиций. Благодаря цифровизации и сотрудничеству с ОАО «РЖД» мы увеличили мощность грузоперевалки терминала на 30%, причём без серьёзных вложений, только используя преимущества цифровизации. На базе терминала АО «Ростерминалуголь» создана и действует автоматическая система управления подвода вагонов, их сортировки на станции Лужская.
Безусловно, ключевой здесь является развитая цифровая инфраструктура самой станции, находящейся в составе ОАО «РЖД». Это обеспечивает синхронизацию двух процессов: движения грузов в пути и готовность станции оптимизировать свои перерабатывающие возможности под перевалку вновь поступающих объёмов грузов. При этом увеличиваются мощности перевалки и сокращается время обработки вагонов. Это уникальный опыт и хороший пример достижения синхронизации логистических сервисов «РЖД» и нашего сервиса автоматического управления порта.
– Что конкретно предлагаете сделать?
– У нас есть два предложения. Первое – распространить положительный опыт АО «Ростерминалуголь» в части цифровизации процессов - электронный документооборот для железнодорожных накладных, заявок на перевозку ГУ-12, натурного листа поезда, дислокационных данных вагонов, адресованных в направлении порта и другие, на АО «Восточный Порт». У Находки-Восточной широкие перспективы, здесь сосредотачиваются не только составы с углем, но и углеводородами – нефтяными грузами, а также развиваются контейнерные перевозки.
Второе предложение – необходимо более широкое внедрение системы ведения грузовых поездов в так называемой «виртуальной сцепке» (ВС) на участке Смоляниново – Находка–Восточная. Технология интервального регулирования движения поездов – так называемая «виртуальная сцепка» – позволяет пропускать большее количество грузовых составов в единицу времени по конкретному участку. Такой способ управления поездами позволяет существенно сократить межпоездной интервал.
Опираясь на положительный опыт работы ОАО «РЖД» - перевозки в формате ВС по станциям Слюдянка-1 и Слюдянка-2. Перспективы реализации ВС мы активно обсуждаем и в рамках рабочих групп с ОАО «РЖД», с Центральным департаментом управления, Территориальными центрами фирменного транспортного обслуживания. И приходим к выводу, что изначальное предложение по технологии ВС надо расширять: реализовывать его не только на участке Смоляниново – Находка–Восточная, но и на участках от Хабаровска. Так как активизируются новые порты (Вера, Суходол), появляются нитки от Смоляниново, от Уссурийска.

Читать далее