ИРИНА ОЛЬХОВСКАЯ: "ВОСТОЧНЫЙ ПОРТ" ПОДЕЛИТСЯ ОПЫТОМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ИРИНА ОЛЬХОВСКАЯ: "ВОСТОЧНЫЙ ПОРТ" ПОДЕЛИТСЯ ОПЫТОМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Сохранение окружающей среды, повышение экологичности деятельности и сокращение углеродного следа становится в современных условиях приоритетом работы как международных, так и российских компаний. Крупнейший в стране стивидор — "Восточный порт" (под управлением ОАО "УГМК"), специализирующийся на высокотехнологичной перевалке угля в Приморском крае, не является исключением.

Компания уже вложила порядка 6 млрд рублей в реализуемую с 2017 года комплексную экологическую программу, до конца 2022 года намерена установить ветропылезащитные экраны на всех своих объектах, а на прошедшем с 16 по 18 ноября в Москве форуме "Транспорт России" в рамках Транспортной недели — 2021 подписала соглашение о вступлении в консорциум для реализации проекта "Углеродно-нейтральный транспорт". О том, какие задачи по снижению негативного влияния на окружающую среду стоят перед УГМК, предложениях "Восточного порта" по решению проблемы перегрузки железнодорожных путей, сдерживающей работу целого ряда отраслей экономики, и новых технологиях в интервью ТАСС рассказала директор по портовым и железнодорожным проектам УГМК Ирина Ольховская.
— Ирина Владимировна, второй пандемийный год, ставший испытанием для многих компаний, подходит к концу. Можно ли подвести предварительные итоги года для "Восточного порта", с какими сложностями пришлось столкнуться и каких успехов достичь?
— Первое и самое важное наше достижение заключается в том, что рабочим коллективам наших предприятий удается успешно преодолевать пандемию. На сегодняшний день почти 90% сотрудников вакцинировано, уже идет процесс ревакцинации. Сейчас безопасность людей — залог стабильности бизнеса, что для нас, непрерывно действующего транспортного объекта, обязанного 24 часа в сутки семь дней в неделю обеспечивать перевалку грузов наших контрагентов, очень значимо.
Подводя предварительные итоги года, могу отметить тот факт, что мы освоили работу с контейнерами. Мы пошли по линейке диверсификации нашего угольного бизнеса, так как после запуска третьей очереди специализированного угольного комплекса, включавшей создание железнодорожной инфраструктуры, у нас появился явный профицит мощностей, так как пропускная способность комплекса возросла в два раза — с 25 млн т до 50–55 млн. Поэтому сейчас свой перегрузочный комплекс мы стараемся использовать также и для контейнеров, и для металлопродукции. По объемам металла мы планируем выйти на 1,5 млн т перевалки в этом году. Если говорить о контейнерах, то по итогам года ожидаем перевалку в объеме 10 тыс. TEU, в том числе транзитных, и этот результат станет рекордным для "Восточного порта".
Сейчас представители всех без исключения отраслей отмечают дефицит пропускной способности железных дорог. Так, у "Восточного порта" по сравнению с 2020 годом снижение грузооборота угля составило порядка 1,5 млн т, что довольно ощутимо, так как ставит под угрозу окупаемость действующего терминала, не говоря уже о третьей очереди стоимостью порядка 40 млрд рублей. Пока итоги таковы, но надеемся на лучшее.
— По грузообороту контейнеров, о котором вы упоминали, наблюдается рост в последнее время. Во многом это связано с повышением цен на транспортировку контейнеров через Суэцкий канал, что сказалось на загрузке портов Дальнего Востока. В сложившейся ситуации каковы планы "Восточного порта" по перевалке контейнеров, на какие показатели рассчитываете по итогам 2022 года?
— Сейчас у нас по контейнерам текущая мощность порядка 30 тыс.TEU, в следующем году, думаю, выйдем на мощность 90 тыс. TEU. Но мы считаем, что для нас именно как для компании, специализирующейся на перевалке угля, главное — это технологии. При поддержке РЖД мы освоили технологию погрузки контейнеров в полувагоны, и это хорошее подспорье именно для высвобождения дефицитной пропускной способности, так как благодаря ей мы больше не отправляем полувагоны порожняком — пустыми. При этом есть ряд грузовладельцев, которым удобно транспортировать контейнеры в полувагонах. Поэтому сейчас, при необходимости работы с различными грузами, перед нами стоят интереснейшие технологические задачи по оптимизации перевозочного и перевалочного процессов, и диверсификация бизнеса станет для нас важной составляющей работы в 2022 году.
— То есть увеличение объемов перевалки контейнеров связано именно с намерением "Восточного порта" диверсифицировать свою работу?
— Не только, здесь имеют значение несколько факторов. В первую очередь есть спрос на эту услугу, так как к нам, крупнейшему порту на Дальнем Востоке, обращается немало клиентов. Поэтому причина того, что мы становимся новым звеном контейнеризации на транспортной карте страны, не только в нашем стремлении к диверсификации, но и в растущем спросе со стороны компаний и повышении технологичности перевозочного процесса.
Если в 2020 году суммарный объем неугольной продукции, обработанной "Восточным портом", составил 17,2 тыс. вагонов, то за восемь месяцев этого года предприятие обработало 14 тыс. вагонов только с металлопродукцией. В настоящее время на универсальном специализированном комплексе задействовано два причала мощностью 29 тыс. TEU в год, в 2022 году будет выделено уже три причала, мощность которых благодаря модернизации и новой технике возрастет до 87,6 тыс. TEU. Третий этап, который предполагает полномасштабное использование всех четырех причалов, увеличит мощность до 116,8 тыс. TEU.
— Каков объем инвестиций в проведение этих этапов и какие именно технологические решения планируется использовать?
— Инвестиции в инфраструктуру на втором этапе составят 463 млн рублей, на третьем — 346 млн рублей. Если говорить о технологических решениях, то это, например, технология погрузки с креплением габаритной металлической тары надувными пневмооболочками вместо деревянных подпорок. В первой половине ноября со станции Находка-Восточная уже стартовал первый контейнерный поезд из 56 полувагонов, в которые на терминале универсального специализированного комплекса "Восточного порта" были погружены 68 двадцати- и сорокафутовых контейнеров с импортными товарами и промышленным сырьем. 22 ноября контейнерный поезд, пройдя практически 10 тыс. км, доставит грузы в подмосковный терминально-логистический центр "Белый Раст". Подобным образом контейнеры в России не перевозились более шести лет.
— Вы упомянули, что сейчас представители всех без исключения отраслей отмечают дефицит пропускной способности железных дорог. Как может быть решена эта проблема и как со своей стороны "Восточный порт" намерен этому содействовать?
— Безусловно, эту задачу может решить только сам перевозчик. Сегодня проект Восточного полигона — расширение мощностей БАМа и Транссиба для вывоза грузов в порты Дальнего Востока и к границе с Китаем — определен приоритетным правительством РФ и президентом страны. Мы с "Российскими железными дорогами" в рамках нашей работы в Совете потребителей по вопросам деятельности компании при правкомиссии по транспорту максимально открыто обсуждаем, какие приоритетные проекты нам необходимо реализовывать в первую очередь, чтобы обеспечить быстрый рост, пропускную способность. В качестве примера могу привести следующие цифры: по итогам прошлого года "Восточный порт" вышел на 27,9 млн т грузов, в том числе 26,85 млн т угольной продукции. В этом году в лучшем случае достигнем 24,5 млн т грузов, и это уменьшение связано именно с дефицитом пропускной способности.
По нашим расчетам, текущий профицит портовых мощностей только по углю в России составляет 138 млн т, при этом более половины, от 70 до 80 млн т, приходится на Дальний Восток. У нас есть предложение по применению интервального регулирования и виртуальной сцепки на участке Смоляниново — Находка — Восточный. По нашим расчетам, это даст прирост провозной способности порядка 15 млн т в год — серьезная цифра для любого терминала, учитывая их недозагруженность. Это предложение получило поддержку РЖД, сейчас разрабатывается план мероприятий по его внедрению и апробации, потому что потребуется определенная консолидация локомотивного парка на данном плече, выстраивание отношений с грузоотправителями близлежащих дорог.

Читать далее