Малый юбилей большого проекта. Газета "Гудок". Выпуск № 168 (25837)

Малый юбилей большого проекта. Газета "Гудок". Выпуск № 168 (25837)

Владимир Смирнов, начальник топливно-энергетического центра Северо-Кавказской дороги

– С введения энергооптимального расписания движения поездов на дороге прошло пять лет, итоги уже подвели?
– Да, цифры известны. Всего с декабря 2010 года на дороге проведён 89941 пассажирский поезд. За счёт применения энергооптимального расписания сэкономлено 12 млн 683 тыс. кВтч электроэнергии, что сопоставимо с годовой выработкой небольшой тепловой электростанции. В среднем за одну поездку экономия составляет 141 кВт/ч электроэнергии. 

– На каких направлениях и сколько поездов следуют сегодня по таким расписаниям?
– Пока это делается на единственном маршруте Ростов-Главный – Чертково, на котором по энергооптимальным расписаниям проведено 192 поезда. За счёт этого с начала года сэкономлено 1 млн 490 тыс. кВт/ч электроэнергии. 

– Каким образом машинисту электровоза удаётся выдерживать экономичный режим ведения поезда? 
– В пассажирском движении работают наиболее опытные машинисты, имеющие первый и второй класс квалификации. Кроме того, им помогает вести поезд автомашинист (УСАВП-П). Эти системы установлены практически на всех пассажирских электровозах, работающих на полигоне дороги. Автоматизированное управление осуществляется в режиме оптимального расхода электроэнергии, при точном выполнении времени хода, задаваемого графиком движения. При этом расчёт энергосберегающего режима движения осуществляется в текущем времени непосредственно на борту локомотива и учитывает все временные и постоянные ограничения скорости. 

– За счёт чего система автоведения поддерживает скорость поезда близко к максимально допустимой?
– План и профиль пути, координаты остановочных пунктов, места опробования тормозов, допустимые скорости движения, а также расписания движения пассажирских поездов находятся в базе системы УСАВП-П. Эта информация периодически обновляется при заходе электровозов на плановые виды осмотров и ремонтов. Кроме того, у машиниста имеется возможность ввода информации в систему автоведения данных о местах временных ограничений скорости, выдаваемых в предупреждениях. 

– Какие перспективы у энергооптимального расписания?
– Дело это нужное, но не всё зависит от нас. Самостоятельно организовать новый маршрут мы в одиночку не можем. Необходима помощь движенцев, разработчиков графика и других специалистов.