Миллионы киловатт экономии. Газета "Гудок". Выпуск № 211 (25880)

Миллионы киловатт экономии. Газета "Гудок". Выпуск № 211 (25880)

Интеллектуальные системы помогают повысить энергоэффективность перевозок.
ОАО «РЖД» получило почётный диплом в номинации «Лучшая отраслевая практика по энергосбережению». Лауреатом конкурса стала Дальневосточная железная дорога – за самый передовой проект по энергосбережению на общественном транспорте. Награждение прошло в Москве в рамках международного форума ENES 2015 «Энергоэффективность и развитие энергетики».

На форуме, организованном под эгидой Министерства энергетики РФ, обсуждались актуальные вопросы энергоэффективности и экономии энергоресурсов в условиях экономического кризиса, а также поиска новых, альтернативных источников энергии. В двух панельных дискуссиях «Влияние современных интеллектуальных транспортных систем на повышение энергоэффективности транспортного комплекса» и «Эффективность управления в энергетических компаниях в условиях стресса» принял участие старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович. Он обратил внимание, что на российских железных дорогах уже год проходят испытания новейшие локомотивы отечественного производства, работающие на сжиженном природном газе – газотепловозы и газотурбовозы, предназначенные для работы на неэлектрифицированных участках магистралей, в том числе в условиях Сибири и Крайнего Севера. 

Макеты газотурбовоза ГТ1h-002 и маневрового газотепловоза ТЭМ-19, а также электровоза 3ЕС5К «Ермак», оборудованного системой автоведения УСАВП-Г, были представлены на выставке энергосберегающих технологий и технических средств, проходившей в рамках форума. На стенде компании можно было увидеть экономичные светодиодные светильники, предназначенные для освещения парков станций и участков железнодорожных путей, инновационную систему комбинированного обогрева стрелочных переводов, а также систему автоведения грузового поезда на различных полигонах страны. 

Среди достижений компании в сфере энергоэффективности Валентин Гапанович отметил организацию движения грузовых поездов между станцией Инская Западно-Сибирской магистрали и Екатеринбургом с помощью интеллектуальных автоматизированных систем, что позволяет экономить до 400 млн киловатт-часов электроэнергии в год. При этом он подчеркнул, что сегодня для их стабильной и надёжной работы необходимо создание в стране единой высокоточной системы позиционирования с помощью высокочастотных сигналов. 

На сети дорог сейчас повсеместно вводится система автоведения поездов в режиме экономного энергопотребления. Она будет заложена и в технологию работы Малой Московской кольцевой железной дороги, отметил Валентин Гапанович. 

Не секрет, что по протяжённости электрифицированных линий наши железные дороги занимают второе место в мире после Китая. В ОАО «РЖД» создана единая автоматизированная система энергосбережения, которая позволила достичь существенного снижения энергоёмкости работы. Учитывая то, что существующие железнодорожные энергосистемы в большинстве своём уже перевалили за полувековой рубеж эксплуатации, взят курс на их модернизацию. При этом главная задача, по словам старшего вице-президента, заключается в том, чтобы не превысить критический уровень затрат из расчёта на один километр контактной сети. 

По мнению заместителя начальника департамента технической политики Бориса Иванова, основной целью холдинга на форуме было позиционирование ОАО «РЖД» как энергоэффективной компании. Не менее важной задачей был обмен опытом с представителями других компаний, изучение их удачных решений, которые можно было бы применить на железнодорожном транспорте. В частности, специалистов заинтересовал проект «Панасоника» «Умный город» с точки зрения его адаптации к условиям работы железных дорог. А с фирмой «Шнайдер-Электрик» уже началась работа, направленная на поиск возможностей использования конденсаторов для компенсации реактивной мощности в системах электроснабжения локомотивов.