И предложение, и воплощение. Газета "Гудок". Выпуск № 163 (25832)

И предложение, и воплощение. Газета "Гудок". Выпуск № 163 (25832)

Тема эффективного энергосбережения не была обойдена вниманием участников недавнего V Международного железнодорожного салона техники и технологий ЭКСПО 1520.

Она была центральной в ходе проводимых в рамках выставки «круглых столов» (как пример, вызвавший живой интерес у специалистов «круглый стол» на тему «Бережливое производство и энергосбережение как принципы создания железнодорожной техники и оборудования»). Не было недостатка и в экспозициях, прямо отвечающих названной теме. 

Может показаться удивительным, но это факт. Став свидетелем проходивших на салоне многочисленных дискуссий, корреспондент «Московского железнодорожника» слышал интересные предложения экспертов относительно возможных путей энергосбережения в железнодорожной сфере, а потом, к своему удивлению, вдруг находил некоторые из них уже реализованными и «облечёнными в железо» в виде конкретных экспонатов выставки. 

Темы сохранения темпов снижения удельного расхода топливно-энергетических ресурсов в своём выступлении коснулся и старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович. По мнению Валентина Александровича, решение такой задачи можно обеспечить за счёт эффективного оперативного управления эксплуатируемым парком локомотивов. В частности, одной из самых энергозатратных статей непроизводительного расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов является простой локомотивов в «горячем» состоянии. Ежегодно работа на холостом ходу «съедает» сотни тыс. т дизельного топлива. 

Новинка, представленная на выставке компанией ООО «АВП Технология», являла собой устройство автоматического запуска-остановки дизеля тепловоза (САЗДТ). По мнению одного из его разработчиков, руководителя департамента развития ООО «АВП Технология» Дмитрия Волковского, оно в состоянии помочь машинисту вести поезд с минимальными затратами электроэнергии или топлива, осуществлять мониторинг технического состояния узлов и агрегатов локомотива, местоположения, режимов его работы и движения, обрабатывать, регистрировать и передавать все параметры на удалённый сервер. Пожалуй, главная отличительная особенность продемонстрированной на выставке новинки состоит в том, что данная система позволяет осуществить пуск дизеля не с аккумуляторных батарей, как общепринято, а с помощью ёмкостных накопителей. 

На тепловозах при горячем простое (до 10 час.) обычный прогрев теплоносителей (вода, масло) осуществляется при работающем на холостом ходу дизельном генераторе. Как сделать этот процесс более экономичным? Предложенная инженерами система САЗДТ даёт ответ на вопрос. 
– С помощью такого устройства, – рассказывает Дмитрий Волковский, – не только осуществляется автоматический запуск дизеля тепловоза при снижении температуры охлаждающей жидкости менее 35°С, но и ведётся контроль за правильностью сборки схемы пуска тепловоза. После запуска дизель работает и греет охлаждающую жидкость. А когда температура достигнет 60°С, система автоматически останавливает дизель и запускает насосы прокачки воды. Под автоматическим наблюдением остаётся и контроль за током заряда аккумуляторной батареи. Если температура охлаждающей жидкости поднимется до 60°С, а батарея потребляет большой зарядный ток, то остановка дизеля произойдёт только в том случае, когда ток потребления снизится и будет менее 10 А. 

Кстати, конденсаторные накопители энергии можно также использовать при ручном пуске дизеля, выбрав соответствующий режим работы системы. Умное устройство выдаёт и подсказки по установке органов управления тепловозом в положение для пуска дизеля. А если возникают неполадки, которые выявляются всё той же системой, прекращается режим самопрогрева тепловоза, включается сирена, одновременно с которой в кабину автоматически отправляется команда в виде аварийного речевого сообщения. 

Незадолго до выставки система САЗДТ была успешно протестирована на маневровом тепловозе ЧМЭ3. Эксплуатационные испытания подтвердили расчёты авторов проекта, показывающие, что устройство способно бесперебойно обеспечивать автоматическую остановку и надёжный запуск дизеля с ёмкостных накопителей, продлевая тем самым ресурс аккумуляторных батарей, и экономит топливо. Разработчики системы уверены, что она столь же успешно может устанавливаться и на тепловозах других типов, что в перспективе принесёт значительный экономический эффект не только ОАО «РЖД», но и многочисленным промышленным предприятиям.