"Жигули" с умом. Газета "Гудок"
В настоящее время 18 пассажирских вагонов, оснащённых интеллектуальной мультиплексной системой электрооборудования, проходят опытную эксплуатацию в двух составах пассажирского поезда «Жигули» (Самара – Москва).
В настоящее время 18 пассажирских вагонов, оснащённых интеллектуальной мультиплексной системой электрооборудования, проходят опытную эксплуатацию в двух составах пассажирского поезда «Жигули» (Самара – Москва).
Как сообщил один из её создателей, генеральный директор центра «АВП-Технология» Александр Донской, комплекс разработан на базе современной микропроцессорной техники.
Он предназначен для электроснабжения и автоматического управления, а также для мониторинга и регистрации параметров работы вагонного оборудования. Управляет всеми системами компьютер, что обеспечивает стабильность электроснабжения вагона и поддержание в нём комфортных климатических условий на протяжении всего рейса.
Для автоматического контроля технического состояния кондиционера, систем отопления и освещения, генератора, узлов тормозной системы и других агрегатов на них установлены специальные датчики. Информация от них поступает на экран компактного пульта управления, который устанавливается в каждом вагоне в купе проводников.
При отказе или сбое в работе какого-то узла на экран поступает сигнал красного цвета. Проводник может и по своей инициативе в любой момент проконтролировать все системы, воспользовавшись меню пульта управления.
По мнению Александра Донского, интеллектуальная мультиплексная система имеет целый ряд преимуществ по сравнению с аналогами. Например, она позволяет включать генератор для зарядки аккумуляторных батарей и питания электрооборудования уже при скорости поезда 12 км/ч.
Сейчас этот процесс начинается лишь при скорости, втрое большей, что нередко приводит к полному разряду аккумуляторов, отключению систем отопления и кондиционирования.
Новшество также значительно повысило пожарную безопасность пассажирских составов. Аппараты коммутации и защиты, задействованные в комплексе, автоматически отключают энергоснабжение в случае угрозы оплавления контактов или возгорания изоляции. А состояние букс колёсных пар оценивается по принципу непрерывного контроля температуры этих важнейших узлов подвижного состава.
В перспективе интеллектуальной системе поручат вести автоматизированный учёт наполняемости вагона при посадке и высадке пассажиров. Компьютер заблаговременно проинформирует проводников, каких именно пассажиров необходимо предупредить, чтобы они заранее подготовились к выходу на следующей станции.
По подсчётам специалистов, ежегодный экономический эффект от внедрения данной системы на каждом вагоне превысит 700 тыс. руб.
Александр Давидьянц