Справимся без помощника. Газета "Гудок"
Машина сама знает о трудностях пути
Пассажирские электровозы локомотивного депо Красноярск оборудуют системой автоведения.
Машина сама знает о трудностях пути
Пассажирские электровозы локомотивного депо Красноярск оборудуют системой автоведения.
До конца года модернизируют 60 электровозов ЭП1. Это первые пассажирские локомотивы Красноярской дороги, в которых установлена унифицированная система автоведения поезда (УСАВП). Ранее на КрЖД «автомашинисты» управляли только пригородными электропоездами.
«Система знает дорогу, по которой ведёт поезд. В научном центре ООО «АВП-технология», создавшем УСАВП, сформирована электронная база данных, куда внесён каждый путевой объект, все рельефные параметры дороги. Опираясь на эти данные, компьютер и задаёт энергооптимальный режим движения. При этом вся информация о поездке, в том числе и расход электроэнергии, чего не отражает скоростемерная лента, фиксируется на съёмном накопителе информации», – говорит исполнительный директор Дорожного центра внедрения Владимир Степанов.
По его словам, на переоборудование одного локомотива в среднем уходит два-три дня. Но установить приборы – ещё полдела, главное – заставить их верно работать.
«Железная дорога – это, по сути, живой организм. Вводятся и отменяются ограничения скорости на участках, удлиняются станции, переносятся стрелочные переводы. Если вовремя не внести эти изменения в базу данных, система автоведения не будет эффективно работать. Но пока механизма её оперативного обновления нет», – говорит Владимир Степанов.
Дело в том, что перепрограммируется система с учётом новых путевых параметров в Москве. И занимает это примерно один рабочий день. Затем информация пересылается в депо, и уже здесь с помощью специального мобильного программатора её заливают в бортовую аппаратуру. Дистанционно это сделать невозможно – нужно чтобы локомотив зашёл в депо на техобслуживание или ремонт. Учитывая, что пассажирские локомотивы КрЖД работают на участке Мариинск – Зима, на это уйдёт несколько дней. Не исключено, что данные безнадёжно устареют.
Этой проблемой сейчас вплотную занялись специалисты «АВП-технология». Возможно, для оперативности тиражирования новой базы данных специально обученные механики будут находиться во всех пунктах технического обслуживания электровозов – на станциях Мариинск, Зима и Красноярск.
Как сообщил начальник службы технической политики КрЖД Вячеслав Иванов, использование одного «автомашиниста» за год сэкономит магистрали до 141 тыс. руб. Сюда входит не только экономичное потребление энергоресурсов, но и возможность вождения поезда «в одно лицо».
«При отлаженной работе системы она самостоятельно набирает скорость, поддерживает её, делает остановки. Машинист же наблюдает за приборами и за обстановкой на путях. Помощник машиниста не нужен», – рассказывает начальник Красноярской дирекции тяги Иван Чмилёв.
По его словам, когда работа «автомашинистов» будет налажена, использование труда помощников в пассажирском движении на дороге будет сведено к минимуму – только для обкатки молодых машинистов. Они восполнят естественный отток работников этой профессии.
Кроме КрЖД, подобные изменения коснутся и её восточных соседей – Восточно-Сибирской и Забайкальской дорог. Всего в трёх филиалах ОАО «РЖД» системой автоведения оборудуют 200 пассажирских электровозов.
Елена Пасечник,
соб. корр. «Гудка» Красноярск