Почти без рук. Газета "Гудок"

Почти без рук. Газета "Гудок"

«Самостоятельному» локомотиву добавили дополнительный рейс

Магистраль расширила полигон работы электровоза ЧС-7, который снабжён единой комплексной системой автоведения (ЕКС2) пассажирских поездов. 

С начала этого года локомотив с бортовым номером 227, оборудованный системой ЕКС2, которая позволяет вести поезд практически без участия машиниста, начал водить поезд из Москвы во Владимир. Теперь же по прибытии в столицу эта машина сразу отправляется в новый рейс – до Курска. 

В локомотивном депо Москва-пассажирская-Курская, к которому приписан электровоз, отмечают, что ЕКС2, объединяющая систему автоматического управления торможением (САУТ), комплекс локомотивных устройств безопасности (КЛУБ-У) и усовершенствованную систему автоматического ведения пассажирского поезда (УСАВП-П), самостоятельно набирает скорость или снижает её в зависимости от рельефа пути и действующих ограничений, а также останавливается на запрещающий сигнал светофора. Машинисту нужно лишь внести данные о маршруте в бортовой компьютер, и автоматика сама определит наиболее оптимальные режимы движения. 

«Порой машинист ведёт поезд с максимально возможной скоростью, у него образуется запас времени, и, чтобы не нарушать график, часть пути он, что называется, плетётся. Компьютер же может рассчитать оптимальную скорость движения на всём протяжении маршрута и при этом израсходовать минимум электроэнергии за счёт выбора наиболее экономичных режимов ведения», – говорит Евгений Завьялов, заместитель генерального директора ООО «АВП-Технологии», специалисты которого разработали ЕКС2. 

В дороге машинист наблюдает за дисплеем компьютера, на который выводится информация о профиле пути и близлежащих объектах, таких как переезды, станции, светофоры. А система контролирует машиниста, который связан с ней специальным прибором, надеваемым на руку. 

«Если данные с прибора говорят о том, что машинист находится в сонном состоянии, то система будит его и на несколько минут отключает автоведение. Кроме того, если с машинистом в пути что-то случилось и он не может управлять локомотивом, то система остановит поезд», – рассказывает заместитель начальника депо Москва-пассажирская-Курская Константин Андреев. 

По его словам, все машинисты депо прошли обучение работе с ЕКС2 и водят локомотив, на котором смонтирована система, по очереди. «Из-за того, что электровозом управляют все машинисты по очереди, им приходится каждый раз заново вспоминать, как этой техникой управлять», – считает Константин Андреев. 

Однако, если системой оборудовать 3–4 локомотива и приписать их к разным маршрутам, у машинистов будет больше практики, уверен он.

Светлана Казанцева 
Москва



Справка «Гудка»

    САУТ ограничивает скорость движения поезда, отключая тягу и включая тормоза в режиме служебного торможения, в зависимости от показания локомотивного светофора, расстояния до конца блок-участка и допустимых скоростей. КЛУБ-У предотвращает предаварийные и аварийные ситуации за счёт применения принудительного торможения или остановки поезда. УСАВП-П предназначена для автоматизированного управления электровозами на основе расчёта оптимальной траектории движения в реальном масштабе времени.