Поезда сэкономят электроэнергию. Газета "Гудок"

Поезда сэкономят электроэнергию. Газета "Гудок"

На ЮВЖД завершилось оборудование локомотивов системами автоведения, а также здесь организовано вождение поездов по энергооптимальным расписаниям

Сегодня пассажирские электровозы приписки локомотивного эксплуатационного депо Россошь, а это 90 локомотивов серии ЭП1М и 83 электровоза ЧС4Т, оборудованы системой автоведения. Этими машинами обслуживается главный ход магистрали с севера на юг на участке Ряжск – Чертково.

Система автоведения поезда облегчает работу машиниста. Ему для поездки нужно только ввести ключевые данные – свою фамилию, табельный номер, вес поезда и количество осей, а также параметры работы локомотива, и система сама проведёт поезд. Локомотивщику остаётся только контролировать работу машины и обеспечивать безопасность движения – следить за состоянием пути и контактной подвески.

– Для этого система автоведения не просто устанавливалась на локомотивы, её специально настраивали разработчики из ООО «АВП-Технология». В этом году поставили более современную версию программного обеспечения и настроили электровозы с учётом замечаний локомотивных бригад, – отмечает главный инженер ЮВЖД Владимир Кривоносов.

Если же на маршруте вводится временное ограничение скорости, например из-за технологических «окон», то машинист вносит соответствующие изменения и начинает движение.

Наряду с пассажирскими системами автоведения на дороге оборудуются и грузовые локомотивы ВЛ80С. Пока их количество невелико – всего 22 из 283 машин.

– Такая ситуация с грузовым парком сложилась из-за того, что изначально система автоведения разрабатывалась для пассажирского движения, а оснащение ею грузовых локомотивов только начинается. Это следующий этап внедрения на дороге ресурсосберегающих технологий, – отмечает начальник дорожного топливно-энергетического центра ЮВЖД Александр Коноплин. – Можно было бы сделать это и раньше, но кризис повлиял на финансирование программы ресурсосбережения.

Машинисты автоведением довольны.

– Нам нужно только привыкнуть работать параллельно с ней. И опытным машинистам это труднее, чем новичкам. Ведь пока ещё система не абсолютно совершенна: первоклассный машинист опытнее и учитывает больше факторов, чем система. Он не станет слепо полагаться на сигналы светофоров, как это делает система. Например, он не станет разгоняться на зелёный, если впереди идёт поезд, ведь через несколько минут всё равно придётся тормозить. Новичок, наоборот, покажет хороший результат вместе с системой автоведения, которая возмещает ему недостаток опыта, – уверен машинист-инструктор по теплотехнике эксплуатационного локомотивного депо Россошь Владимир Кирьянов.

Результативность автоведения впечатляет – за 8 месяцев 2010 года от использования системы «Автомашинист» дорога сэкономила 13 млн кВт/ч электроэнергии, или 31,3 млн руб.

– А следующим этапом усовершенствования системы стал перевод пассажирских поездов на вождение по энергооптимальным расписаниям, – говорит Владимир Кривоносов. – Суть их в том, чтобы прибывать на станцию назначения точно в срок, но при этом варьировать временем проследования перегонов. Если раньше, например, перегон Мичуринск – Никольское поезд проходил за 10 минут и тратил 10 кВт электроэнергии, теперь он проделывает тот же путь за 11 минут и тратит всего 7 кВт. Разница в минуту, он её может нагнать на другом перегоне, но не увеличивая энергопотребления.

Переход на экономичные графики движения начался на ЮВЖД прошлым летом, сейчас процесс охватил уже всю дорогу.

По словам главного инженера, за этот год движение по энергооптимальным расписаниям велось на двух направлениях: Белгород – Орёл и Рязань – Ряжск. А с 1 сентября на аналогичную схему работы переведён основной ход дороги с севера на юг – участок от Ряжска до Черткова.

Внедрение энергооптимальных расписаний приводит к экономии энергоресурсов в среднем до 4% от расхода на эксплуатируемом участке.

– За 8 месяцев года на участке Белгород – Орёл сэкономлено 516 тыс. кВт/ч, а это 1,27 млн руб. На участке Рязань – Ряжск – 582 тыс. кВт/ч, или 1,43 млн руб., – говорит Александр Коноплин.

Автоведение и энергооптимальное расписание дают не только неплохой экономический эффект, но ещё и способствуют обеспечению безопасности движения.

– Фактически этими системами мы облегчаем работу машинистов, ведь они меньше устают, а это значит, что риск возникновения нештатных ситуаций по причине человеческого фактора снижается. И очень хорошо, что наряду с этим ещё экономится и электроэнергия, а дорога при этом выполняет установленное компанией задание по снижению удельного расхода топливно-энергетических ресурсов, – говорит Александр Коноплин.

Выгодно это и локомотивным бригадам, ведь за экономное вождение они получают прибавку к заплате.

Справка «Гудка»

На ЮВЖД системой «Автомашинист» оснащены все 90 локомотивов ЭП1М, и из 148 электровозов серии ЧС4Т пока без новой системы осталось только 39 единиц. Из 283 электровозов ВЛ80С модернизированы 22 единицы.

Сергей Михалёв