Стройка и цифровизация
— Виталий Геннадьевич, как вы оцениваете прошедший год для транспортной отрасли?
— Оцениваю как успешный. Во-первых, мы впервые поменяли общий подход развития транспортного комплекса на многие годы вперед: президент России одобрил, а правительство утвердило системообразующий документ — Транспортную стратегию РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035-го.
Во-вторых, это рекордное исполнение бюджета по итогам прошлого года — 99,4%, из выделенных 1,7 трлн рублей выполнено 1,690 трлн рублей. Для сравнения: в 2020 году на финансирование транспортного комплекса из бюджета было направлено 1,216 трлн рублей. При этом в 2020 году было выполнено 99% средств, или 1,204 трлн рублей. В 2019 году объем бюджетных средств, направленных на транспортный комплекс, составил 1,123 трлн рублей. Из них было выполнено 92%. Это достижение надо рассматривать в первую очередь с точки зрения беспрецедентных мер, которые президент, правительство и Минтранс направили на развитие транспортной отрасли.
Высшее руководство страны уделяет очень большое внимание повышению мобильности наших граждан. В 2021 году президентом было открыто движение по Центральной кольцевой автодороге протяженностью 336,5 км. Также президент открыл новый морской тренажерный центр МГУ имени адмирала Г.И. Невельского во Владивостоке. С нуля построен аэропорт Ремезов в Тобольске, открыт новый международный терминал в аэропорту Махачкалы, новые аэровокзалы в поселке Шахтерск Сахалинской области, в аэропортах Кемерово и Хатанги.
Фактически с нуля построен гидроузел «Белоомут», решивший проблему мелководья на Оке. На железной дороге открыт второй Байкальский тоннель, значительно увеличивший пропускную способность БАМа. Запущено двухпутное движение поездов на перегоне Кутыкан–Кувыкта, электрифицирован участок железной дороги Борзя–Забайкальск. Поезд «Ласточка» связал скоростным сообщением Москву и Минск. Модернизированы пункты пропуска через государственную границу в РФ в портах Кавказ, Санкт-Петербург, Новороссийск, Туапсе, автомобильный пункт пропуска Кяхта и воздушный в аэропорту Махачкалы.
— Как идет процесс цифровизации в отрасли? Что он даст компаниям?
— В декабре 2021-го председатель правительства утвердил стратегическое направление в области цифровой трансформации транспортной отрасли до 2030 года. Предложенные нами проекты повысят доступность, качество и безопасность транспортно-логистических услуг, позитивно скажутся на экологической обстановке.
С октября 2021 года заработал электронный кабинет перевозчика — это первый шаг к переводу в цифровой формат документооборота при осуществлении автомобильных перевозок.
С 2022 года в России внедряется электронная транспортная накладная, а с 2023-го — электронные путевые листы для пассажирских и грузовых перевозок. Перевод документов в цифру выведет из оборота порядка 3 млрд бумажных транспортных накладных и 2 млрд путевых листов. В итоге перевозчики сэкономят средства и время на оформление документов, рынок автоматически выйдет из «серой зоны», что увеличит поступление налогов, а адекватное прозрачное ценообразование увеличит конкуренцию и благоприятно скажется на уменьшении стоимости услуг.
Проделана и продолжается большая работа по размещению на трассе М-11 Москва — Санкт-Петербург инфраструктуры для движения беспилотных грузовых автомобилей. РЖД сегодня испытывает систему «виртуальной сцепки», позволяющую управлять движением сразу нескольких товарных составов через цифровой радиоканал. В систему грузоперевозок внедрена система электронных пломб, которая ускоряет движение товаров и увеличивает объем транзита через территорию России. Передвижение всех грузов по стране теперь отслеживается в режиме реального времени.
Читать далее