Иркутск Автопилот для поезда. Газета "Евразия Вести"
На Московской железной дороге завершаются испытания новой комплексной системы, которая способна управлять пассажирскими составами практически без вмешательства машиниста. Среди главных достоинств автоматики - она экономит электроэнергию и делает поездку более комфортной для пассажиров.
Цветной монитор в кабине машиниста - лицо Единой комплексной системы (ЕКС) контроля электропоезда. Меню и интерфейс на русском языке. По сути, это автопилот последнего поколения для пассажирских поездов дальнего следования. На руке машиниста - прибор, определяющий биоритмы человека и информирующий систему о его состоянии. Если машинист устал, то раздаётся женский голос, требующий взбодриться, если реакции нет - система останавливает поезд и сообщает о вынужденном торможении в диспетчерскую.
До появления на свет такого автопилота машинисты работали с каждой из четырех основных системам отдельно. Это приводило к рассеиванию внимания, на скорости до 160 километров в час весьма опасному. Решение свести управление всеми системами в единую схему оказалось закономерным. Руководство МЖД нашло разработчиков. В 2000-м году на свет появилась система контроля первого поколения. В принципе, система была унифицированная, но со своими недостатками.
"В ЕКС-1 вся эта система контроля бдительности машиниста не вошла. А эта уже последняя разработка, здесь всё: и блок, и САУТ, и КЛУБ, и само автоведение, то есть всё находится в едином процессоре", - рассказывает
Андрей Ларин, машинист-инструктор депо "Москва-Пассажирская – Курская".
Сейчас система первого поколения уже стоит на 18-ти электровозах. Она сама управляет поездами, экономит электроэнергию и создаёт комфортные условия для пассажиров. В результат, составы почти не трясёт, людей с полок не скидывает, моторесурс оборудования расходуется медленнее, чем обычно.
"Мы тоже замечаем, что износ тяговых электродвигателей на локомотивах уменьшился. Стало заметно ещё, что износ подшипниковых узлов, щёток тяговых электродвигателей также уменьшился", - уточнил Михаил Лавров, мастер цеха пункта технического осмотра локомотивов.
ЕКС-2 железнодорожники уже сейчас считают вторым шагом отечественных производителей к полной автоматизации работы. У машинистов к функционированию новой системы только одна претензия. Не плохо было бы переместить монитор из правого угла кабины в центр панели управления, но это уже организационные и не самые большие трудности.
Таких электровозов постоянного тока на Московской железной дороге более 330, и только один оборудован комплексной системой контроля второго поколения. Она уже почти два года проходит испытания. Машинисты, в принципе, её работой довольны. Но сейчас, когда приходит время её ввода в эксплуатацию, на передний план выводятся другие вопросы. Вопросы оборудования остальных электровозов этой системой, вопросы её программного обеспечения и вопросы её обслуживания.