Безрасходный простой
В Северной дирекции тяги частично решили острый вопрос: как снизить непроизводительный расход топлива на маневровых локомотивах.
В Северной дирекции тяги частично решили острый вопрос: как снизить непроизводительный расход топлива на маневровых локомотивах.
Как рассказал инженер технического отдела Андрей Орёл, приписной парк Северной дирекции тяги – 455 маневровых тепловозов ЧМЭ3, в эксплуатации – 406 локомотивов этой серии. Из-за специфики организации работы они немалое время простаивают в ожидании локомотивной бригады, но с работающим дизелем. В результате в минувшем году простой ЧМЭ3 составил 429,6 тыс. ч и сопровождался расходом 3 608,36 т топлива. Удельный расход на простой – 8,4 кг/ч. Один тепловоз простаивал 1 058,07 ч за год, или 2,9 ч/сут при непроизводительном расходе топлива 8,8 т на один локомотив, за сутки терялось 24 кг.
На предприятиях дирекции снижение непроизводительного расхода топлива на простой без локомотивной бригады – приоритетное направление ресурсосбережения. В рамках реализации инвестиционных программ внедрения ресурсосберегающих технологий на локомотивах приписки эксплуатационных депо Ярославль-Главный и Лоста была установлена 21 система прогрева локомотивов АСПТ разработки ООО «ТЭС» и 20 систем «Рубин». Все они показали эффективные результаты. А в конце минувшего года на 35 маневровых тепловозах ЧМЭ3 появились и системы автоматического запуска-остановки дизеля тепловоза. Её основные функции – автоматическое поддержание необходимого уровня температуры охлаждающей жидкости и масла, снижения времени работы дизеля при длительном простое в ожидании работы без локомотивной бригады, облегчение запуска дизеля при низких температурах охлаждающего воздуха за счёт применения накопителя энергии. У системы есть возможность за счёт интеграции с универсальной системой автоведения, РПДА-ТМ, РПДА-Т передавать данные GPRS на сервер заказчика. Кроме того, благодаря установке на локомотиве системы учёта и контроля дизельного топлива, которая в своём составе имеет блок регистрации и блок мобильной связи, значительно упрощается монтаж и снижается стоимость оборудования.
И ещё: принципиальное отличие САЗДТ от систем прогрева «АСПТ» и «РУБИН» в том, что снижение расхода дизельного топлива достигается за счёт сокращения времени простоя с запущенным дизелем и увеличения – с заглушённым. Это стало возможным благодаря принудительной циркуляции воды в системе охлаждения и обеспечения защиты наиболее подверженных замораживанию секций холодильника.
Согласно технико-экономическому обоснованию предполагаемая экономия должна составить 8,3 т на тепловоз в год. С учётом местных условий работы расчётная экономия для Северной дирекции тяги определена в 6,1 т.
Первые результаты работы системы обнадёживающие: по итогам работы за два месяца 2017 года уже достигнута общая экономия в 11,72 т.