СВЛ ТР
СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЛОКОМОТИВОМ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ РАДИОСВЯЗИ (СВЛ ТР)
Совершенствование технических средств для уменьшения влияния человеческого фактора на безопасность движения подвижного состава в России привели к появлению технологии взаимодействия с локомотивом посредством беспроводной связи СВЛ ТР.
Система СВЛ ТР создана для существенного повышения безопасности движения. Анализ проездов на запрещающие сигналы и состояние движение поездов в целом позволяет назвать основные причины наиболее тяжелых нарушений. К ним относятся: отсутствие контроля за сигналами; задержка в применении тормозов; ошибочное восприятие сигналов и команд диспетчера; несанкционированное движение локомотива; потеря машинистом бдительности.
Минимизировать негативные последствия, порождаемые названными причинами, удается путем совершенствования технических средств и уменьшения влияния «человеческого фактора».
Развитие информационно-управляющих систем и систем, направленных на обеспечение безопасности движения поездов, сегодня связано с широким применения средств радиосвязи для организации каналов передачи разнообразных производственных данных. Для решения стоящих задач целесообразно используются все имеющие частотные ресурсы. Выбор частотных ресурсов определяться с учетом ряда требований, таких как:
- электромагнитная совместимость сетей (ЭМС) радиосвязи различных систем управления;
- уровень надежности каналов передачи данных;
- скорость передачи данных.
Повышение безопасности движения повышается путем уменьшения влияния человеческого фактора. Один из вариантов – широкое применение системы СВЛ ТР (система взаимодействия с локомотивом по технической радиосвязи), разработанная компанией «ТрансИнфоПроект».
Система получила широкое распространение в ОАО «Российские железные дороги», и находится в постоянной промышленной эксплуатации, вносит принципиально новый характер в развитии железного транспорта.
СВЛ ТР позволяет производить обмен данными с тяговым подвижным составом в режиме реального времени. В качестве транспорта для передачи данных используются сети GSM, при отсутствии канала GSM, сигнал передается на сервер уровня сети TETRA. Радиоинтерфейс стандарта TETRA предполагает работу в стандартной сетке частот с шагом 25 кГц и минимальным дуплексным разносом радиоканалов 10 МГц.
В настоящее время системой на основе комплекса СВЛ ТР оборудован значительный парк локомотивов ОАО «РЖД» и ведется его дооснащение. Такое решение позволяет отслеживать местоположение практически всего парка локомотивов, а также их техническое состояние. Составные части системы размещены в каждой секции локомотива и одинаковы по своему составу для каждой секции.
Рисунок 1. Схема обмена информацией
- номер и индекс поезда;
- масса состава и число осей;
- предупреждения об ограничении скорости движения на участке следования поезда по данным КСАРМ «Предупреждения»;
- передача с требованием принудительной остановки поезда в случае экстренной поездной или аварийной ситуации (опционно);
- время хода по перегонам.
- номер поезда (для зарегистрированного в системе локомотива);
- текущая и допустимая скорости движения;
- координата;
- показание локомотивного светофора;
- признак работы ЭПК;
- код диагностического сообщения;
- признак работы МПСУ и Д;
- признак работы САУТ-ЦМ/485 с автомашинистом;
- признак следования в режиме автоведения УСАВП.
Данные, передаваемые от базовой станции, накапливаются в блоке TDP-M и передаются по мере необходимости.
Основной принцип работы системы СВЛ ТР заключается в передаче данных от спутника на локомотив через системы GPRS по каналам ГЛОНАСС/GPS от локомотива на сервер, а далее на внешние автоматизированные системы управления. От локомотива в режиме реального времени приходит информация о параметрах движения локомотива (текущая и допустимая скорость, показания светофоров, координата и т. д.) и технологическая информация о состоянии бортовой аппаратуры и оборудования.
Взаимодействие между системами СВЛ ТР и системами локомотива идет по CAN-интерфейсу через блок TDR-M на основе блоков данных, состоящих из сообщений, адресованных для локомотива, или сообщений, адресованных базовой станции системы. Данная технологическая система позволяет (при наличии бортовых интеллектуальных систем УСАВП-Г, ИСАВП-РТ, ИСАВП-РТ, МСУД) выявлять неисправность, не находясь на локомотиве, что позволит заметно повысить коэффициент полезного действия локомотивной бригады. Это по сути можно считать настоящим прорывом в безопасности движения поездов.
Минимизируются такие факторы как: отсутствие контроля над сигналами; задержка в применении тормозов; ошибочное восприятие сигналов и команд диспетчера; несанкционированное движение локомотива; потеря машинистом бдительности.
В недалеком будущем влияние «человеческого фактора» на процесс движения поездов будет практически исключен, человек будет необходим только для осуществления контроля над приборами в кабине управления. Развитие этой системы с развитием такой технологии как «Виртуальная сцепка» по системе ИСАВП-РТ-М, позволит осуществлять перевозки с минимальной задержкой, а безопасность движения выйдет на максимально новый уровень. В систему ИСАВП-РТ-М входит блок МПД-Н. Модифицированный блок МПД-Н обеспечивает прием всех телеметрических данных по высокоскоростной шине CAN500 от блока КОВЧЕГ, с последующей передачей данных по криптографически защищенному радиоканалу РОРС GSM на сервер СВЛ ТР ОАО «РЖД». МПД-Н принимает по защищенному каналу расписание движения поезда, данные о маршруте, данные натурного листа (ДУ-1), временные ограничения скорости (ДУ-61).
- оперативное информирование персонала, участвующего в процессе управления движением поездов (машиниста, помощника машиниста), данными о текущем местоположении и оповещение необходимой технологической информацией для оптимального ведения поезда;
- оперативное информирование персонала, осуществляющих ремонт локомотива о текущем техническом состоянии при использовании диагностического оборудования; - анализ параметров движения поезда, технического состояния локомотива по факту свершения поездки,
- обеспечение приема на борт локомотива данных для систем автоведения, таких как натурный лист или пакет временных ограничений скорости, освобождая машиниста от ручного ввода данных и исключая ошибки ручного ввода, передача с борта данных о режимах движения и в перспективе диагностических данных о работе основных узлов и агрегатов, а также о работе самих бортовых интеллектуальных систем.
- простой принцип работы;
- взаимодействие с бортовыми системами КЛУБ, УСАВП-Г, ИСАВП-РТ, ИСАВП-РТ, МСУД;
- применение двух независимых стандартов радиосвязи;
- надёжность и эффективность.
Благодаря современным системам можно организовывать не только передачу по радиоканалу телеметрии с устройств локомотива, но и управление некоторыми его функциями - автостопное торможение в системе СВЛ ТР, возможность организации дистанционного автоматизированного управления тепловозом с носимого пульта в системе «Дуплекс».
В результате развития и реализации данной системы, обмен информацией между локомотивом и сервером верхнего уровня, через системы ГЛОНАСС/GPS происходит без потери данных. Это позволяет получать информацию о состоянии основных узлов и агрегатов локомотива, параметрах его движения и техническом состоянии в режиме реального времени.
ОТЧЁТЫ
Предоставление оперативной информации в виде отчетов по формам определяемым потребностью заказчика