Расширяя возможности

Расширяя возможности

В конце января 2020 года на участке Хабаровск-Находка Дальневосточной железной дороги завершился очередной этап опытной эксплуатации передовой отечественной технологии «Виртуальная сцепка», разрабатываемой с 2017 года компанией «АВП Технология»

Окончание данного этапа является отправной точкой к внедрению данной технологии на участке железной дороги Карымская-Находка общей протяженностью 3156 км, которая позволит обеспечить пропуск до 15 грузовых поездов в сутки дополнительно. Для обеспечения работы технологии на этом участке требуется оснастить 240 локомотивов серии 3ЭС5К необходимыми техническими средствами.

Внедрение данной технологии планируется в том числе за счет модернизации ранее установленных на локомотивы серии 3ЭС5К Универсальных систем Автоведения электровозов грузового движения (УСАВП-3ЭС5К) и интеллектуальных систем управления автоматизированного вождения поездов повышенной массы и длины с распределенными по длине поезда локомотивами (ИСАВП-РТ), разработанных в 2010-2014 годах и внедряемых с 2015 года компанией «АВП Технология».

В отличие от технологии вождения соединенных поездов с распределенной тягой, при которой ведущий и ведомый поезд жестко сцеплены, а тормозная магистраль объединена, вождение грузовых поездов по технологии «Виртуальная сцепка» не требует дополнительного времени на формирование и расцепку соединенного поезда, т.к. «объединение» в «виртуальную сцепку» осуществляется бортовой системой ИСАВП-РТ-М автоматически в процессе следования поезда.

При вождении поездов по технологии «Виртуальная сцепка» между локомотивами по радиоканалу устанавливается соединение, осуществляется непрерывный информационный обмен данными между локомотивами (место нахождения, длина, вес, текущий режим работы, перспективный режим работы). Следующий локомотив (ведомый), идущий в попутном следовании, обрабатывая информацию с впереди идущего локомотива (ведущий) выбирает наиболее оптимальный режим ведения поезда. Для обеспечения устойчивой радиосвязи между локомотивами на расстоянии до 8 км применен современный отечественный радиомодем «М-ЛИНК», разработанный российскими специалистами из компании «Апогей».

Модернизированная система УСАВП-3ЭС5К с установленной системой ИСАВП-РТ-М ведомого поезда, основываясь на информации, поступающей от ведущего поезда, производит расчет момента изменения сигнала огня локомотивного светофора с «желтого» на «зеленый» или с «красно-желтого» на «желтый», тем самым соблюдая наименьшее безопасное расстояние между ведущим и ведомым поездами без применения торможения, и не нарушая скоростей движения, установленных устройствами безопасности. Непрерывно производится расчет эффективности работы системы торможения, как своего состава, так и виртуально сопряженного, для расчета оптимальной траектории ведения поезда. Заложенные в технологию «Виртуальная сцепка» алгоритмы позволяют сократить интервал попутного следования грузовых поездов с текущих 8-12 минут до 4-6 минут.

Работа технологии «Виртуальная сцепка» требует в реальном масштабе времени решения большого количества вычислительных задач на борту локомотива, а также ведение непрерывного мониторинга технического состояния основных узлов и агрегатов локомотива. За реализацию данных функций в системе ИСАВП-РТ-М отвечает специально спроектированный для этих целей компанией «АВП Технология» блок «КОВЧЕГ», сердцем которого является российский аппаратно-программный комплекс «Доверенная платформа», полностью отвечающий требованиям по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры.

Блок «КОВЧЕГ» отвечает за непрерывную обработку массивов данных, поступающих от микропроцессорных систем локомотива, формирует математические модели для работы технологии «Виртуальная сцепка» и передает информацию в блок центрального процессора системы Автоведения для исполнения. Кроме того, блок «КОВЧЕГ» отвечает за сбор, обработку, анализ и дальнейшую передачу в информационные системы ОАО «РЖД» всех телеметрических данных, формируемых и регистрируемых микропроцессорной системой управления локомотива, системой Автоведения и оборудования, отвечающего за реализацию технологии «Виртуальная сцепка».

Не менее важная составляющая технологии – работа диспетчерского аппарата. Поездные диспетчеры и дежурные по станции должны обеспечивать формирование соответствующих ниток графика для пропуска поездов по технологии, обеспечивать их проследование и прием на станциях.


Дальнейшим развитием технологии «Виртуальная сцепка» является увеличение количества грузовых поездов (до пяти), следующих под одной нитке графика. Первые испытания ведения нескольких грузовых поездов по данной технологии планируются уже в 2021 году.

С учетом того, что система ИСАВП-РТ-М накапливает значительные массивы данных о работе локомотива, это позволяет развивать смежные технологии диагностики и предиктивной аналитики технического состояния основных узлов и агрегатов локомотива, и другие связанные технологии.


 

 Переключение внимания машиниста от выполнения ряда рутинных операций к контролю безопасности движения

       ВЕДОМЫЙ

 

       ВЕДУЩИЙ

Автоматизированное ведение поездов с учётом свободности и занятости пути, временных и постоянных ограничений скорости