ВЕК ИСТОРИИ И ПЯТИЛЕТКА ИННОВАЦИЙ
Самой протяжённой в мире железнодорожной магистрали исполнилось 105 лет
Вчера Транссибу исполнилось 105 лет, эта дата считается с момента ввода в строй Амурского моста, соединившего две части магистрали. Дорога протяжённостью 9288 км до сих пор остаётся самой длинной железнодорожной магистралью в мире. Без преувеличения – Транссиб связывает всю Россию, ведь в регионах, через которые он следует, сосредоточено 80% промышленных мощностей страны. В последние пять лет активно идёт модернизация магистрали, внедрение на ней новых технических решений, способных ощутимо повысить её провозную способность.
Отсчёт начала работы Транссиба принято считать с 5 октября 1916 года (по старому стилю, по новому – с 18 октября. – Ред.), когда прошёл первый состав по мосту через Амур в Хабаровске, самому длинному на тот момент во всей Евразии. Этот мост длиной почти 2,5 км, который, как считали в 1891 году, при начале сооружения магистрали, вообще невозможно было построить, обошёлся российской казне в 13,5 млн золотых руб. Это почти столько же, сколько израсходовали на армию за весь военный 1915 год.
Формально железнодорожное движение по Транссибу открылось гораздо раньше – в 1903 году. Правда, паровозы шли во Владивосток через китайскую Маньчжурию. Особенно новый маршрут оценили англичане, которые могли путешествовать из Европы по железной дороге в Шанхай быстрее и дешевле, чем на пароходе из Лондона. Собственно, из-за них магистраль и стала называться на английский манер Транссибирской. Это достоинство Транссиба остаётся актуальным и по сей день, но уже для грузовых маршрутов.
Первоначально Транссиб был одноколейным, и по перегонам могли проходить всего три состава в сутки: один пассажирский и два грузовых. И только после гражданских беспорядков в Китае и неудачной Русско-японской войны в 1908 году премьер-министром Аркадием Столыпиным было принято решение провести весь Транссиб по российской территории, сделать его двухколейным и построить тот самый Амурский мост. Когда в 1916 году мост достроили, то магистраль и оказалась самой длинной в мире – 9289 км от нулевого знака на Ярославском вокзале в Москве. В конце 30-х годов прошлого века пропускной способности Амурского моста (а он был одноколейным) стало не хватать, и неподалёку построили не менее известный подводный железнодорожный тоннель, который с военной точки зрения был более защищён от возможных налётов японской авиации. А мост уже в 80-х годах прошлого века обследовали и пришли к выводу, что арочные конструкции и настил исчерпали ресурс, но опоры ещё могут служить десятилетиями. В результате их расширили и использовали для строительства второй очереди железнодорожного моста, а сверху в 1999 году соорудили ещё и автомобильную эстакаду. Старые дореволюционные металлические конструкции сдали на металлолом (правда, одна из них попала в «Музей моста», расположенный прямо на берегу Амура), в результате чего частично удалось профинансировать строительство железнодорожных пролётов на старых опорах моста. Обновлённый мост заработал в конце 2009 года.
Читать далее