Сервис по новой бизнес-модели. Газета "Гудок". Выпуск № 18 (25687)

Сервис по новой бизнес-модели. Газета "Гудок". Выпуск № 18 (25687)

Для сервисного локомотивного холдинга «Локомотивные технологии» 2015 год станет завершающим при переходе к новой бизнес-модели. Она предусматривает полное сервисное обслуживание локомотивов.

Внутри холдинга уже выстроена достаточно чёткая структура, отвечающая за техническое состояние тягового подвижного состава. Прошло немногим более полугода после передачи ремонтных депо РЖД под управление ООО «ТМХ-Сервис», а положительные результаты уже налицо. Сервисным предприятиям удалось в 10 раз снизить количество локомотивов с перепробегом. Снижение простоев, числа отказов и рост времени нахождения локомотивов в эксплуатируемом парке позволили Дирекции тяги ОАО «РЖД» к концу 2014 года поставить в резерв 301 секцию локомотивов, что сопоставимо с локомотивным парком крупного региона. 

Сейчас решается вопрос обновления парка на сети в целом. По словам первого заместителя начальника Дирекции тяги Владимира Кривоносова, с момента создания ОАО «РЖД» приобретено 4,5 тыс. новых локомотивов. В 2014 году было поставлено 660 новых единиц: 411 электровозов и 249 тепловозов. Как вновь поступающая, так и эксплуатируемая часть тягового подвижного состава нуждается в качественном техническом обслуживании и ремонте. 

На сегодняшний день в локомотивном холдинге принята следующая модель организации сервисного обслуживания локомотива, действующая на всём протяжении его жизненного цикла. Операции категории «техническое обслуживание» и «текущий ремонт» входят в услугу по гарантийному обслуживанию техники её производителем. Эту услугу предоставляет ООО «ТМХ-Сервис». Эта сервисная компания заключила договор с ОАО «РЖД», который предусматривает планирование программы деповских ремонтов, ставки сервисного обслуживания, уровень КТГ, штрафы в соответствии с условиями договоров. Категории «среднего» и «капитального ремонта» включены в услугу «модернизация с продлением срока службы локомотива», исполнителем которой являются заводы ОАО «Желдорреммаш», 75% акций которых принадлежат ООО «ТМХ-Сервис». Они экономически самостоятельны и действуют на основании собственного договора на проведение ремонта с РЖД. Он предусматривает: планирование программы заводских ремонтов и модернизации, ставки на их проведение, уровень коэффициента технической готовности, санкции за нарушения договора в виде штрафов. После заводского ремонта и модернизации силами ОАО «Желдорреммаш» локомотивы снова возвращаются на сервисное обслуживание компаний в рамках гарантийных обязательств. 

Особенность этой схемы в том, что на каждом этапе показателями качества являются не абстрактные удельные нормы простоя или число ремонтов в единицу времени, а материальная ответственность сервисной компании за выполнение целевых показателей надёжности локомотива. Для их достижения обслуживающие компании должны обеспечить поддержание неснижаемого запаса сменных запасных частей и линейного оборудования, повышение уровня технологической оснащённости ремонтного комплекса, совершенствование технологии обслуживания и ремонта локомотивов, повышение качества запасных частей и линейного оборудования. 

Принятие этой модели сразу уменьшило потребность РЖД в локомотивах под заданный объём перевозок, снизило суммарное время простоя локомотивов на техническом обслуживании, плановых и неплановых ремонтах, уменьшилась и частота отказов локомотивов. А главное – сократились непроизводственные расходы, вызываемые задержками поездов из-за отказов локомотивов. И это, безусловно, сказалось на сокращении расходов на содержание локомотивного комплекса. 

На сервисных ремонтных предприятиях внедряется мониторинг локомотива на всём жизненном цикле, что позволяет увидеть и проанализировать причины потерь КТГ и возникновения отказов. Для сравнения: если стандартная серия 2ТЭ116 дала сервисной компании порядка 40 отказов, то на серии 2ТЭ116 УД, работающей в Иваново, количество отказов минимизировано. Высокая результативность подтолкнула компанию к решению ещё одной экспериментальной задачи. За счёт финансирования ООО «ТМХ-Сервис» проводится модернизация локомотива серии ТЭ10, аналогичная изменениям на 2ТЭ116 УД. Первая секция будет направлена на БАМ, где её работоспособность проверят в непростых климатических условиях. 
«По итогам испытаний, которые продлятся в течение года, будет принято окончательное решение о дальнейшем развитии этого проекта, ведь в случае успешного тестирования модернизацию локомотивов по аналогии будут проводить на заводах ОАО «Желдорреммаш», – рассказал о перспективах проекта генеральный директор ООО «ТМХ-Сервис» Валерий Гриненко. 

Обширная география полигона обслуживания ООО «ТМХ-Сервис» диктует необходимость адаптировать существующую технику к различным условиям эксплуатации. Уже полгода на Улан-Баторской железной дороге в условиях разряженного воздуха и значительных перепадов температуры продолжаются испытания новой неохлаждаемой и малогабаритной турбины. Предварительные данные испытаний соответствуют расчётам специалистов компании: ни одного отказа за полгода. В тестовом режиме турбине предстоит отработать ещё полгода, после чего планируется выйти с предложением к ОАО «РЖД» о возможности более широко её использовать на локомотивах. 

Значительное влияние на сокращение сроков ремонта и рост его качества должен оказать внедряемый на предприятиях ООО «ТМХ-Сервис» и ОАО «Желдорреммаш» проект «Locomotion», который планируется тиражировать в этом году на полигонах работы компаний. Одной из пилотных площадок для «Locomotion» стало ремонтное депо Братское, в котором технология крупноагрегатного ремонта позволила увеличить надёжность ремонта и в два-три раза сократить его продолжительность. По словам Валерия Гриненко, для дальнейшего продвижения проекта будут выбраны наиболее сложные депо на Свердловской и Северной железных дорогах. 

В полном объёме «Locomotion» реализован на заводе в Улан-Удэ, где была открыта локомотивосборочная поточная линия конвейерного типа. Как отметил заместитель генерального директора – директор Дирекции по развитию систем качества ОАО «Желдорреммаш» Евгений Белинский, в рамках проекта на заводе в Улан-Удэ достигнуто снижение рекламаций, отказов технических средств и уменьшение числа событий, влияющих на безопасность движения. 

В ОАО «Желдорреммаш» продолжится начатая в 2013 году работа по внедрению на заводах системы эталонного качества ремонта, которая должна дополниться листами пошагового выполнения элементов операций – своеобразным, более подробным описанием техпроцессов. По словам Евгения Белинского, это позволит чётче соблюдать технологию ремонта. 

Помимо этого, для повышения компетенций сотрудников в этом году запланирована серия программ по обмену опытом между заводами. Технологи, специалисты службы качества и мастера Новосибирского и Ярославского заводов уже собирались в Челябинске, чтобы обменяться опытом по ремонту электрической аппаратуры и электрических машин для электровозов серий ВЛ10, ВЛ11 и ВЛ15. Аналогичные встречи ранее прошли на Уссурийском заводе. 

Повышение уровня безопасности остаётся в числе приоритетных направлений для локомотивного холдинга. Этому будет способствовать совместный проект с ООО «АВП Технология» и «Дорожными центрами внедрения» РЖД, на базе которых создаются специальные центры. Реализация проекта позволит задействовать широкий спектр возможностей ООО «АВП Технология», 50% в уставном капитале которого принадлежит ООО «ТМХ-Сервис». Планируется, что участие ООО «АВП Технология» уже в этом году сможет радикально повлиять на снижение количества отказов, повысить КТГ, эффективность работы и, соответственно, обеспечить высокий уровень качества услуг, предоставляемых РЖД. 

Такая схема сервисного обслуживания, действующая сегодня, для перехода к модели полного сервиса требует замены лишь одного звена, что и планируется сделать в текущем году. Прямые договорные отношения ОАО «Желдорреммаш» с РЖД перейдут в компетенцию ООО «ТМХ-Сервис» под управлением компаниии «Локомотивные технологии». Привлечение мощностей заводов «Желдорреммаш» будет происходить на равных с другими предприятиями, в качестве субподрядчиков, по исполнению единого договора между РЖД с сервисной компанией. Этот этап и станет завершающим в формировании единого центра ответственности и позволит полностью удовлетворить спрос клиентов, в первую очередь ОАО «РЖД», в качественном ремонте и обслуживании локомотивного парка.