Внутри холдинга уже выстроена достаточно чёткая структура, отвечающая за техническое состояние тягового подвижного состава. Прошло немногим более полугода после передачи ремонтных депо РЖД под управление ООО «ТМХ-Сервис», а положительные результаты уже налицо. Сервисным предприятиям удалось в 10 раз снизить количество локомотивов с перепробегом. Снижение простоев, числа отказов и рост времени нахождения локомотивов в эксплуатируемом парке позволили Дирекции тяги ОАО «РЖД» к концу 2014 года поставить в резерв 301 секцию локомотивов, что сопоставимо с локомотивным парком крупного региона.
Сейчас решается вопрос обновления парка на сети в целом. По словам первого заместителя начальника Дирекции тяги Владимира Кривоносова, с момента создания ОАО «РЖД» приобретено 4,5 тыс. новых локомотивов. В 2014 году было поставлено 660 новых единиц: 411 электровозов и 249 тепловозов. Как вновь поступающая, так и эксплуатируемая часть тягового подвижного состава нуждается в качественном техническом обслуживании и ремонте.
На сегодняшний день в локомотивном холдинге принята следующая модель организации сервисного обслуживания локомотива, действующая на всём протяжении его жизненного цикла. Операции категории «техническое обслуживание» и «текущий ремонт» входят в услугу по гарантийному обслуживанию техники её производителем. Эту услугу предоставляет ООО «ТМХ-Сервис». Эта сервисная компания заключила договор с ОАО «РЖД», который предусматривает планирование программы деповских ремонтов, ставки сервисного обслуживания, уровень КТГ, штрафы в соответствии с условиями договоров. Категории «среднего» и «капитального ремонта» включены в услугу «модернизация с продлением срока службы локомотива», исполнителем которой являются заводы ОАО «Желдорреммаш», 75% акций которых принадлежат ООО «ТМХ-Сервис». Они экономически самостоятельны и действуют на основании собственного договора на проведение ремонта с РЖД. Он предусматривает: планирование программы заводских ремонтов и модернизации, ставки на их проведение, уровень коэффициента технической готовности, санкции за нарушения договора в виде штрафов. После заводского ремонта и модернизации силами ОАО «Желдорреммаш» локомотивы снова возвращаются на сервисное обслуживание компаний в рамках гарантийных обязательств.
Особенность этой схемы в том, что на каждом этапе показателями качества являются не абстрактные удельные нормы простоя или число ремонтов в единицу времени, а материальная ответственность сервисной компании за выполнение целевых показателей надёжности локомотива. Для их достижения обслуживающие компании должны обеспечить поддержание неснижаемого запаса сменных запасных частей и линейного оборудования, повышение уровня технологической оснащённости ремонтного комплекса, совершенствование технологии обслуживания и ремонта локомотивов, повышение качества запасных частей и линейного оборудования.
Принятие этой модели сразу уменьшило потребность РЖД в локомотивах под заданный объём перевозок, снизило суммарное время простоя локомотивов на техническом обслуживании, плановых и неплановых ремонтах, уменьшилась и частота отказов локомотивов. А главное – сократились непроизводственные расходы, вызываемые задержками поездов из-за отказов локомотивов. И это, безусловно, сказалось на сокращении расходов на содержание локомотивного комплекса.
На сервисных ремонтных предприятиях внедряется мониторинг локомотива на всём жизненном цикле, что позволяет увидеть и проанализировать причины потерь КТГ и возникновения отказов. Для сравнения: если стандартная серия 2ТЭ116 дала сервисной компании порядка 40 отказов, то на серии 2ТЭ116 УД, работающей в Иваново, количество отказов минимизировано. Высокая результативность подтолкнула компанию к решению ещё одной экспериментальной задачи. За счёт финансирования ООО «ТМХ-Сервис» проводится модернизация локомотива серии ТЭ10, аналогичная изменениям на 2ТЭ116 УД. Первая секция будет направлена на БАМ, где её работоспособность проверят в непростых климатических условиях.
«По итогам испытаний, которые продлятся в течение года, будет принято окончательное решение о дальнейшем развитии этого проекта, ведь в случае успешного тестирования модернизацию локомотивов по аналогии будут проводить на заводах ОАО «Желдорреммаш», – рассказал о перспективах проекта генеральный директор ООО «ТМХ-Сервис» Валерий Гриненко.
Обширная география полигона обслуживания ООО «ТМХ-Сервис» диктует необходимость адаптировать существующую технику к различным условиям эксплуатации. Уже полгода на Улан-Баторской железной дороге в условиях разряженного воздуха и значительных перепадов температуры продолжаются испытания новой неохлаждаемой и малогабаритной турбины. Предварительные данные испытаний соответствуют расчётам специалистов компании: ни одного отказа за полгода. В тестовом режиме турбине предстоит отработать ещё полгода, после чего планируется выйти с предложением к ОАО «РЖД» о возможности более широко её использовать на локомотивах.
Значительное влияние на сокращение сроков ремонта и рост его качества должен оказать внедряемый на предприятиях ООО «ТМХ-Сервис» и ОАО «Желдорреммаш» проект «Locomotion», который планируется тиражировать в этом году на полигонах работы компаний. Одной из пилотных площадок для «Locomotion» стало ремонтное депо Братское, в котором технология крупноагрегатного ремонта позволила увеличить надёжность ремонта и в два-три раза сократить его продолжительность. По словам Валерия Гриненко, для дальнейшего продвижения проекта будут выбраны наиболее сложные депо на Свердловской и Северной железных дорогах.
В полном объёме «Locomotion» реализован на заводе в Улан-Удэ, где была открыта локомотивосборочная поточная линия конвейерного типа. Как отметил заместитель генерального директора – директор Дирекции по развитию систем качества ОАО «Желдорреммаш» Евгений Белинский, в рамках проекта на заводе в Улан-Удэ достигнуто снижение рекламаций, отказов технических средств и уменьшение числа событий, влияющих на безопасность движения.
В ОАО «Желдорреммаш» продолжится начатая в 2013 году работа по внедрению на заводах системы эталонного качества ремонта, которая должна дополниться листами пошагового выполнения элементов операций – своеобразным, более подробным описанием техпроцессов. По словам Евгения Белинского, это позволит чётче соблюдать технологию ремонта.
Помимо этого, для повышения компетенций сотрудников в этом году запланирована серия программ по обмену опытом между заводами. Технологи, специалисты службы качества и мастера Новосибирского и Ярославского заводов уже собирались в Челябинске, чтобы обменяться опытом по ремонту электрической аппаратуры и электрических машин для электровозов серий ВЛ10, ВЛ11 и ВЛ15. Аналогичные встречи ранее прошли на Уссурийском заводе.
Повышение уровня безопасности остаётся в числе приоритетных направлений для локомотивного холдинга. Этому будет способствовать совместный проект с ООО «АВП Технология» и «Дорожными центрами внедрения» РЖД, на базе которых создаются специальные центры. Реализация проекта позволит задействовать широкий спектр возможностей ООО «АВП Технология», 50% в уставном капитале которого принадлежит ООО «ТМХ-Сервис». Планируется, что участие ООО «АВП Технология» уже в этом году сможет радикально повлиять на снижение количества отказов, повысить КТГ, эффективность работы и, соответственно, обеспечить высокий уровень качества услуг, предоставляемых РЖД.
Такая схема сервисного обслуживания, действующая сегодня, для перехода к модели полного сервиса требует замены лишь одного звена, что и планируется сделать в текущем году. Прямые договорные отношения ОАО «Желдорреммаш» с РЖД перейдут в компетенцию ООО «ТМХ-Сервис» под управлением компаниии «Локомотивные технологии». Привлечение мощностей заводов «Желдорреммаш» будет происходить на равных с другими предприятиями, в качестве субподрядчиков, по исполнению единого договора между РЖД с сервисной компанией. Этот этап и станет завершающим в формировании единого центра ответственности и позволит полностью удовлетворить спрос клиентов, в первую очередь ОАО «РЖД», в качественном ремонте и обслуживании локомотивного парка.