РЖД переходят на новые принципы при осуществлении закупок. Журнал «Металлоснабжение и сбыт»

РЖД переходят на новые принципы при осуществлении закупок. Журнал «Металлоснабжение и сбыт»

В Москве состоялось заседание Комитета по инновациям и технологическому развитию Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники», посвященное вопросам перехода РЖД на новые принципы и правила при осуществлении закупок. 

В ходе заседания участники рассмотрели вопросы организации закупочной деятельности РЖД в связи с изменениями в федеральном законодательстве и корпоративными процедурами, новые правила закупки инновационной продукции, а также требования РЖД по иновационности продукции и услуг.

Заместитель начальника Центра организации конкурсных закупок ОАО «РЖД» Максим Рачковский отметил, что организация закупочной деятельности - это сложный механизм, требующий ответственного подхода. По его словам, в системе закупок ОАО «РЖД» существуют три основные группы: материально-технические ресурсы; тяговый подвижной состав и закупка товаров, работ и услуг в рамках бюджетов затрат. На сегодняшний день закупкой товарно-материальных ценностей занимается Росжелдорснаб, приобретением тягового подвижного состава - Торговый дом РЖД, а всем остальным – Центр организации конкурсных закупок ОАО «РЖД». Объем закупок составляет 940 млрд руб.

По словам Максима Рачковского, сегодня среди основных принципов закупок следующие: информационная открытость; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции среди участников закупок, а также отсутствие ограничения допуска к участию путем установления неизмеряемых требований.

План закупок формируется на основании инвестиционной, ремонтной, производственной и иных программ. В него включаются сведения о наименовании заказчика, предмете договора, минимально необходимых требованиях участникам, сведения о количестве товаров, работ, услуг, регионе поставки, сведения о начальной (максимальной) цене, сроке исполнения договора и способе закупки. План формируется на один год, а при закупке отдельных видов товаров, работ или услуг ? на 5-7 лет.

«При организации закупок большое внимание уделяется антидемпинговым мерам. К примеру, оценка по критерию «цена контракта» осуществляется таким образом, что при снижении цены на размер, установленный в документации, все ценовые предложения получают равный балл. Кроме того, обязательно должно быть предоставлено обоснование предложенной цены и ее документальное подтверждение», - сообщил начальник Центра организации конкурсных закупок РЖД Максим Рачковский. То есть на первый план выходит не цена приобретения, а цена владения на протяжении всего жизненного цикла. Это связано с тем, что в последнее время были нередки случаи, когда в ходе торгов предлагались необоснованно низкие цены, а после победы в конкурсе недобросовестные игроки рынка не выполняли своих обязательств, в результате чего из-за срыва поставок корпорация несла потери не только временные, но и на организацию повторных процедур торгов.

В разрабатываемом сегодня проекте Положения о закупках РЖД, нацеленном на повышение эффективности закупок корпорации, установлены не только критерии оценки, которые могут применяться при проведении процедуры закупки, но и порядок оценки заявок. Среди применяемых критериев следующие: цена договора; качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг; квалификация участников; расходы на техобслуживание товаров; сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг; сроки и объем предоставления гарантии качества товаров, работ, услуг; наличие системы менеджмента качества и расходы на эксплуатацию товаров. Согласно разрабатываемому проекту Положения будет введен новый критерий оценки - это «стоимость жизненного цикла». Предполагаемая унификация требований к товарам призвана упростить доступ к поставкам в адрес РЖД предприятий малого и среднего бизнеса.

В ходе заседания Максим Рачковский также подчеркнул необходимость развития информационных систем, обеспечивающих закупочную деятельность РЖД. «С 2010 года успешно функционирует автоматизированная информационная система «Электронная торгово-закупочная площадка РЖД, на которой проводятся процедуры размещения заказа в электронной форме. А с 2012 года ведется разработка автоматизированной информационной системы управления закупочной деятельностью АИС «Закупки». Одной из ее основных задач станет обеспечение прозрачности процессов закупки «от плана до исполнения договора», - добавил он. Таким образом, по его словам, компания создает единое информационное пространство от планирования закупок до исполнения обязательств. В ближайшее время планируется перевести все процедуры закупок в электронный формат.

Кроме того, в ходе заседания участники обсудили учёт наличия сертификатов IRIS при поставке продукции для ОАО «РЖД». По словам первого заместителя начальника Центра технического аудита ОАО «РЖД» Олега Сеньковского, предприятия, сертифицированные по стандарту IRIS, по критерию оценки РЖД «наличие системы менеджмента качества» будут получать 100%. «Руководители предприятий, сертифицированных по стандарту IRIS в 2012 году, отмечают повышение качества поставляемой продукции и услуг в среднем на 5%», - подчеркнул он. По его словам, объем продаж на этих предприятиях вырос на 8%, а производительность труда - на 10%. Кроме того, число выигранных иностранных тендеров в среднем выросло на 30%. Более того, на таких предприятиях увеличилось количество новых проектов и видов продукции. Ожидается, что к 2015 году по международному стандарту IRIS будет сертифицировано 75 предприятий.

Заседание прошло под председательством президента НП «ОПЖТ», старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича. Модератором заседания выступил сопредседатель Комитета по инновациям и технологическому развитию, вице-президент НП «ОПЖТ», заместитель генерального директора ООО «Уральские локомотивы» Антон Зубихин. В заседании приняли участие представители РЖД, российских и зарубежных предприятий. Среди них, в частности, СГ-транс, ТВЗ, Faiveley Transport, ФИНЭКС, Синара - Транспортные Машины, ХК СДС-МАШ, МТЗ ТРАНСМАШ, ПГК, SCC Group, ХЕЛМОС, АВП Технология, Шэффлер Руссланд, ALSTOM Transport RUS, Армавирский завод тяжелого машиностроения, Тихорецкий машиностроительный завод им. В.В.Воровского, Ижевский радиозавод, Балаково Карбон Продакшн, ОМК и др.

Подводя итоги, вице-президент НП «ОПЖТ» Антон Зубихин отметил высокую заинтересованность предприятий, входящих в Партнерство, в ознакомлении с проектом разрабатываемого Положения о закупках РЖД, поскольку к переходу на новые принципы при осуществлении закупок со стороны РЖД предприятиям следует готовиться заблаговременно.