Отделение переходит на автопилот. Газета "Гудок"

Отделение переходит на автопилот. Газета "Гудок"

До конца года на всех грузовых локомотивах Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги будут установлены системы автоведения поезда.

Программа ресурсосбережения на Омском отделении ЗСЖД реализуется с 2005 года: электровозы постоянного тока ВЛ-10 эксплуатационного депо Омск оборудуются универсальными системами автоведения поездов (УСАВП-Г). Сегодня на электровозах отделения уже работает 109 таких комплексов, до конца этого года будет установлено еще 60.

Главное достоинство УСАВП-Г в том, что система способна на ходу измерять более 70 основных параметров силовых цепей грузового электровоза и его движения с последующим экспресс-анализом. Это дает возможность автоматически диагностировать техническое состояние локомотива, оптимизировать режимы ведения поезда, уточнять сроки ремонта, определять оптимальные алгоритмы распределения электроэнергии при наборе скорости и торможении в режиме реального времени. Вся информация во время движения электровоза записывается на съемный картридж. Его расшифровка и анализ проводятся на специальном программном комплексе.

Как рассказал главный инженер локомотивного эксплуатационного депо Омск Денис Новоселов, с внедрением УСАВП-Г на отделении сократились расходы, связанные с расшифровкой скоростемерных лент, поиском неисправностей и ремонтом электровозов. Только из-за уменьшения удельного расхода электроэнергии у электровозов, оборудованных УСАВП-Г, эксплуатационное депо Омск в прошлом году сэкономило более 700 тыс. кВт/ч.

Вместе с тем железнодорожники считают, что системе не помешало бы некоторое усовершенствование. Так, машинисты хотели бы, чтобы она умела «распознавать» поезда с жидкими грузами и с сыпучими, для каждого из которых требуется свой режим трогания.

«В принципе наша система достаточно гибкая и позволяет уже сейчас распознавать поезда с различными параметрами, – пояснил «Гудку» ведущий специалист ООО «АВП-Технология» Иван Миловидов. – Правда, для того чтобы она правильно работала, нужно сначала ее настроить и ввести необходимые параметры. Процедура несложная, но требует определенных навыков и знаний».

Этому мы как раз и обучали на прошлой неделе инструкторов-машинистов Омского отделения. Для наглядной демонстрации преимуществ системы использовались как тренажер, так и электровоз.

Тем не менее разработчики системы уже пообещали учесть все предложения при подготовке программного обеспечения для следующего поколения систем автоведения.

Валерий ФИЛОНЕНКО,
соб. корр. «Гудка»
Омск