Машинисты переходят на "автопилот". Газета "Гудок"

Машинисты переходят на "автопилот". Газета "Гудок"

В локомотивном депо Лянгасово на Горьковской железной дороге после годичных испытаний началось внедрение интеллектуальной системы автоматизированного вождения поездов-распределенная тяга (ИСАВП-РТ). Здесь ее называют «автомашинистом».

В депо Лянгасово инженеры одними из первых в стране опробовали на грузовых электровозах комплексные локомотивные устройства безопасности (КЛУБ) и систему автоматического управления торможения поездов (САУТ). Год назад для испытания на локомотивах переменного тока свою систему автоведения доверило лянгасовцам и ЗАО «Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий».

Чтобы обкатать технологию, в депо установили компьютер со специальным программным обеспечением, которое позволяет контролировать работу машиниста с системой более чем по 20 параметрам, анализировать и готовить отчеты. Благодаря работе инженеров депо ИСАПВ-РТ стала четче контролировать скорость на спусках и при подходе к запрещающим сигналам.

На участках, которые обслуживает Лянгасово, постоянно увеличивается грузопоток. Через зону ответственности депо проходят поезда с Урала и из Сибири в Центр и на Северо-Запад России. От границ Свердловской дороги до Лянгасова давно уже приходится водить большегрузные и длинносоставные поезда. Иначе «тромбов» не избежать. Но даже высококвалифицированным локомотивным бригадам трудно вести двойной поезд из-за задержек в передаче информации между локомотивами. «Умная» система же передает сведения от первого локомотива ко второму практически мгновенно.

Как показала опытная эксплуатация ИСАВП-РТ на 16 электровозах в Лянгасове, система в ряде случаев позволяет удвоить производительность труда локомотивных бригад. Выбирая оптимальный режим ведения поезда, компьютер сберегает до 10% электроэнергии, поезд движется с максимально возможной на каждом из участков скоростью, увеличивается длина состава, и это позволяет увеличить оборот вагонов на 15 – 20%, а провозную способность линии – на 4 – 6%. Годовой экономический эффект от внедрения системы ИСАВП-РТ в среднем на одном локомотиве составил 207 тыс. руб.

По мнению машиниста-инструктора депо Владимира Обухова, который отвечает за внедрение ИСАВП-РТ, всерьез можно говорить не только об экономической выгоде от внедрения системы, но и о реальном повышении безопасности движения поездов. Система облегчает труд машиниста и помогает правильно рассчитывать режим движения. Она обеспечивает выполнение всех заложенных в компьютер требований инструкций по автотормозам, контролирует скорость, в том числе и установленную временными ограничениями. «В результате поезд стало вести значительно легче, – считает машинист депо Лянгасово Алексей Багин. – Самое главное – меньше устаешь».

– Технология ИСАВП-РТ сегодня просто необходима, – подчеркнул «Гудку» заместитель начальника службы локомотивного хозяйства Горьковской железной дороги Сергей Морелев. – Особенно это заметно летом, когда поток поездов возрастает и при этом идут путевые работы. В такой ситуации правильно выбранная скорость не даст образоваться на линии «тромбу». Кроме того, управлять сдвоенным поездом, который весит до 9 тыс. тонн, без такой автоматики очень непросто. Разумеется, система требует мелких доработок, но постоянная эксплуатация уже возможна, и она эти доработки ускорит.

ИСАВП-РТ работает в режимах «автоведение» и «советчик». В последнем случае система сообщает машинисту с точностью до пикета, где находится локомотив, сколько осталось до следующего ограничения скорости, информирует о самопроизвольном срабатывании автотормозов или других сбоях. Это весьма облегчает труд локомотивных бригад.

Работу с системой освоили почти половина машинистов депо Лянгасово. Вначале они, отправляясь в рейс, проверяли ее работу. Вскоре стали ей доверять. Но при этом стараются не терять бдительности: в нестандартной ситуации управлять локомотивом может только машинист, при необходимости взяв управление на себя.

Николай МОРОХИН, 
соб. корр. «Гудка»
Нижний Новгород

Справка «Гудка»

Аппаратура ИСАВП-РТ — составная часть единой комплексной системы управления движением и безопасности (ЕКС). Она базируется на конструктиве грузового автоведения, установленном на локомотивах в составе соединенного поезда, производит расчет и реализацию энергооптимальных алгоритмов управления на каждом из них, исходя из конкретных условий движения, и передачу радиомодемами управляющих и контролирующих команд по защищенному цифровому радиоканалу.

В составе ИСАВП-РТ три подсистемы. Унифицированная система автоведения грузового поезда в условиях участка с переменным током (УСАВП-РТ) отвечает за информацию о маршруте (профиль пути, ограничения скорости и др.) и о составе (вес, длина). При необходимости во время рейса она может принять коррективы. Регистратор параметров движения и автоведения (РПДА-ГПТ) фиксирует параметры ведения поезда. Модуль связи двух (и более) совместно работающих локомотивов по радиоканалу (СМРК) синхронизирует работу электровозов. Сигналы защищены от постороннего влияния, в том числе от помех, которые создают аналогичные системы встречных поездов.

ИСАВП-РТ обеспечивает безопасное и ресурсосберегающее вождение соединенных поездов на участках любого профиля. В отличие от своих предшественников (СМЕТ, КОНСУЛ-Т, Locotrol (GE)), которые управляют локомотивами синхронно или с заданной задержкой времени, ИСАВП-РТ дает возможность автоматизированного асинхронного и синхронного управления электровозами в зависимости от конкретных условий следования по участку. Система гарантирует автоматическое ограничение продольных динамических сил сверх допустимых в составе соединенного поезда, что исключает возможность выдавливания вагонов и обрывов автосцепок при всех режимах управления.