Машинисту в помощь автоведение. Газета "Гудок". Выпуск № 219 (25888)

Машинисту в помощь автоведение. Газета "Гудок". Выпуск № 219 (25888)

Интеллектуальной системой автоведения соединённых поездов ИСАВП-РТ начали оснащать локомотивы «Ермак» эксплуатационного локомотивного депо Чита.

«Система автоматизированного ведения поездов повышенной массы и длины с распределённой тягой, объединённых тормозной магистралью, даёт возможность управлять ведомым электровозом из ведущего», – пояснил начальник технического отдела Забайкальской дирекции тяги Евгений Федоров. 

По его словам, ИСАВП-РТ представляет собой набор блоков с микропроцессорами, которые устанавливаются на локомотив как дополнительное оборудование. Система самостоятельно рассчитывает оптимальный режим движения, что экономит энергию, управляет режимами тяги и торможения. Между двумя электровозами налажен устойчивый радиоканал связи, и если один «Ермак», например, начинает тормозить, это же автоматически делает второй. 
«То есть фактически система сама ведёт поезд. Но бригады всё равно нужны для контроля, а в случае каких-то нестандартных ситуаций машинист с помощником в любой момент могут взять управление на себя», – отметил Евгений Федоров. 

В электровозах, не оборудованных этой системой, машинист может давать команду коллеге в другом локомотиве только по радиостанции. «Если, например, твой электровоз ведомый, нужно слышать команду ведущего о торможении, затем действовать одновременно и максимально слаженно», – пояснил машинист депо Чита Сергей Нифонтов. Но синхронно получается не всегда: кто-то может начать торможение чуть раньше, и в поезде возникают продольно-динамические реакции. С интеллектуальной системой автоведения этого не происходит. 

По словам Сергея Нифонтова, при вождении соединённых поездов требуются повышенное внимание и расчёт, ведь длина поезда может достигать 2 км, и масса у него внушительная. Плюс нужно обязательно учитывать непростой профиль дороги. Автоматическое ведение системой снижает утомляемость бригады. Более того, ИСАВП-РТ способна вести поезд по загруженному в неё расписанию и обеспечивать машиниста необходимой информацией. «На дисплее высвечивается профиль пути, предстоящие уклоны или подъёмы, сведения о сигналах светофора впереди, ограничениях скорости и многое другое», – отметил Евгений Федоров. 

В депо Чита систему устанавливают уже на пятый «Ермак», а до конца года запланировано оборудовать 19 электровозов.