Электричка отбросит хвост. Газета "Гудок"

Электричка отбросит хвост. Газета "Гудок"

За счет реализации проекта по запуску сдвоенных электропоездов на ряде направлений Октябрьская железная дорога рассчитывает снизить убыточность пригородных перевозок не менее чем на 100 млн руб. в год.

В конце апреля по маршруту СанктПетербург – Малая Вишера с последующим разветвлением на Бологое и Великий Новгород в экспериментальном режиме начнут курсировать так называемые модульные электропоезда, состоящие из двух соединенных блоков по шесть вагонов.

Причем впервые на сети дорог количество вагонов в такой электричке будет меняться по ходу ее движения, в зависимости от колебания населенности вагонов.

Согласно замыслу железнодорожников, по прибытии в Малую Вишеру 12-вагонный поезд будет разделен на два состава, после чего одна шестивагонная электричка направится в Бологое, а другая проследует через Чудово в Великий Новгород.

Экспериментальный запуск сдвоенных электричек состоится на этом участке не случайно. Как пояснил «Гудку» и.о. начальника службы пригородных перевозок ОЖД Александр Касаткевич, колебание пассажиронаселенности здесь наиболее ощутимо. «Пассажиропоток на отрезке маршрута от Санкт-Петербурга до Вишеры очень высок, и особенно в летний период.

В среднем населенность вагона составляет здесь 60 человек, а в часы пик еще больше. На последующих же станциях наблюдается резкое снижение этого показателя – как минимум на 50%, а рано утром и поздно вечером этот участок маршрута практически не востребован пассажирами. Таким образом, с помощью ввода столь необычной системы мы достигаем сразу двух целей: увеличиваем количество вагонов на участке, где это объективно требуется, и сокращаем его на малозагруженных линиях», – отмечает Александр Касаткевич.

Полупустые электрички, курсирующие на малодеятельных участках, приносят дороге убытки, исчисляющиеся сотнями миллионов рублей ежегодно. «Мы вынуждены платить за нерационально потребляемую электроэнергию и использовать больше локомотивных бригад и единиц подвижного состава, чем этого требует реальная ситуация, определяемая спросом пассажиров на наши услуги. Запуск секционированных поездов позволит во многом решить эту проблему, снизив убыточность пригородных перевозок не менее чем на 100 млн руб. в год», – рассказывает заместитель начальника ОЖД по пассажирским перевозкам Олег Никитин.

По предварительным оценкам специалистов ОЖД, внедрение каждого модульного состава только на маршруте Санкт-Петербург – Малая Вишера позволит сэкономить порядка 15 млн руб. эксплуатационных расходов в год и высвободить около 40 вагонов в сутки (всего на начальном этапе планируется запустить по этому маршруту не менее восьми таких поездов).

Более того, благодаря высвобождающимся вагонам, которые можно использовать на других направлениях, отпадает необходимость в приобретении дополнительных электропоездов, каждый из которых стоит порядка 100 млн руб.

Впервые идея оптимизировать количество вагонов в электричках в пределах маршрута возникла на ОЖД еще в 2005 году в связи с реформированием ОАО «РЖД» и грядущим отказом от системы перекрестного субсидирования. Иными словами, убытки от пригородных перевозок дорог больше не могли компенсироваться за счет грузоперевозок.

Тогда же на ОЖД был сделан первый шаг для реализации проекта снижения убыточности пригородных пассажирских перевозок. Магистраль вложила около 70 млн руб. в приобретение восьми головных вагонов производства Торжокского вагоностроительного завода, позволяющих вести сдвоенные пассажирские составы. Год спустя новые поезда получили высокотехнологичную начинку, позволяющую одной локомотивной бригаде управлять из головного вагона системами освещения, голосовой связи, открытия и закрытия дверей. Эта система ведения сдвоенного электропоезда по радиоканалу, названная УСАВП/2, была разработана в 2005 году в Отраслевом центре внедрения новой техники и технологии (ОЦВ НТТ).

Впервые же сдвоенные электрички появились 1,5 года назад на участке Москва – Александров Московской железной дороги. Правда, количество вагонов в ходе следования у них не менялось. И если, запуская их, специалисты МЖД рассчитывали справиться прежде всего с возрастающим пассажиропотоком, то на ОЖД при помощи «модулей» рассчитывают оптимизировать количество вагонов в пределах маршрутов с разным пассажиропотоком и снизить убыточность пригородных перевозок на малодеятельных линиях.

«На наш взгляд, действовать такая система будет безотказно. Не должно возникнуть проблем и с входом и выходом пассажиров из сдвоенных электричек. Ведь длина большинства платформ у нас позволяет принять 12 вагонов, а на тех станциях, где платформы короче, первый вагон на выход работать не будет, о чем мы будем заранее предупреждать пассажиров».

По результатам опытной эксплуатации предположительно с 1 июня модульные электрички будут запущены уже в рабочем порядке на следующих участках ОЖД: СанктПетербург – Тосно с последующим разделением в направлении станций Любань и Шапки, СанктПетербург – Мельничный Ручей с разделением до станций Ладожское Озеро и Невская Дубровка, Санкт-Петербург – Волхов с разделением до станций Лодейное Поле – Бабаево – Чудово.

Полностью реализовать проект с выходом на ожидаемую экономию в 100 млн руб. в год дорога планирует к концу следующего года.

Татьяна ОВЧАРОВА,
соб. корр. «Гудка»
Санкт-Петербург