«ЦИФРА» ДЕРЖИТ ДИСТАНЦИЮ

«ЦИФРА» ДЕРЖИТ ДИСТАНЦИЮ

Михаил Дежков, заместитель руководителя Центра исследований и подготовки комплексных научных проектов АО «НИИАС»

– Ваш институт совершил более 4 тыс. опытных поездок на Восточном полигоне в режиме виртуальной сцепки. Что это за технология?
– Виртуальная сцепка (ВСЦ) – это соединение локомотивов последовательно следующих поездов по радиоканалу. При этом ведение второго (ведомого) поезда осуществляется с учётом информации, получаемой с первого (ведущего) поезда. Управление ведущим и ведомым локомотивами может осуществляться как в автоматическом режиме, так и машинистом. Для расчёта режима ведения ведомого поезда используется информация о скорости и показаниях локомотивного светофора ведущего поезда. Основной подвижной состав, который сейчас оснащается бортовыми техническими средствами для реализации технологии «виртуальная сцепка», – электровозы переменного тока серии 3ЭС5К.
Сегодня с помощью этой технологии можно соединить два поезда, следующих друг за другом в попутном направлении. Дорабатываются алгоритмы бортовых технических средств автоведения и связи, которые позволят объединять пакеты поездов из трёх и более единиц.

– Почему для тестирования системы выбран именно Восточный полигон?
– Применение данной технологии целесообразно в условиях уплотнённого графика движения, поэтому ВСЦ используется на участках Восточного полигона, имеющих дефицит пропускных способностей. Система эксплуатируется на нескольких железных дорогах – Дальневосточной, Забайкальской, Восточно-Сибирской и КрЖД. Полигон применения технологии «виртуальная сцепка» затрагивает 5,7 тыс. км главного хода Транссиба. Начиная с 2019 года проведён ряд эксплуатационных испытаний, по результатам которых доказана работоспособность системы и её безопасность. (6 июня на ДВЖД в режиме ВСЦ была сформирована и отправлена трёхтысячная пара поездов в центральные районы страны. – Ред.)

– Когда планируется внедрение системы в промышленную эксплуатацию?
– Сейчас технология работает и широко применяется на Восточном полигоне, но есть ряд моментов, требующих доработки. АО «НИИАС», ООО «АВП Технология», НПО «САУТ» и ряд других профильных организаций корректируют алгоритмы работы бортовых технических средств, что в ближайшее время позволит осуществлять формирование в единый пакет трёх и более поездов.

Читать далее